№ 700-й. Челобитье вдовы белогородца, сына боярского Спесивцева, Ирины с детьми об утверждении за ней владения дворовым и огородным местом мужа её, по смерти которого то место у ней отнято.

«... Бьет челом с Белогорода бедная вдова, полковаго сына боярскаго Ларионовская женишка, Спесивцева, Ирина с своими детишками — недоросли, с Родькою, да с Яшкою, да с Ивашком, да с Лазарком. В прошлом, в 128 г. дано было мужу моему, Лариону Спесивцеву, в Белегороде за острогом под двоъ и под огород местечко от Ездошныя слободы, от стараго рву, вниз по Донцу до Власова омшенника Набережнаго, а поперек того места от болота к выгонной дороге тридцать сажен, и данную на то место воевода Василий Измаилов мужу моему Лариону дал, и та данная утерялась в прошлом, в 131-м году, как Белгород горел; и муж мой, Ларион, бил челом тебе, государю, о грамоте на то место, почему тем местом владеть, и в прошлом, в 139-мъ г. дана мужу моему, Лариону, твоя государева грамота, по чему ему тем местом владеть. И в прошлом же, в 141-м году, до Троицына дня за неделю, как приходили литовские люди под Белгород, и в ту пору мужа моего, Лариона, литовские люди на бою убили. Да в прошлом же, в 142-м г., после мужа моего, Лариона, били челом тебе, государю, белогородцы, станичные дети боярские, Нефед да Петр Прох-ровы на то данное место мужа моего, Лариона, ложно, а в своем челобитье сказали, что будто муж мой, Ларион, тем своим местом владел не по даче, а Ларионову дачу утаили; и по их ложному челобитью дана твоя государева грамота в Белгород к стольнику и воеводе, к Михаилу Петровичу Волынскому, и воевода Михаил Петрович Волынской, дружа им, отдал то даное место мужа моего, Лариона, тому Нефеду да Петру без сыска, и ныне тот Нефед да Петр Прохоровы на том месте ставят избы своим ложным челобитьем». Просит по прежнему владеть ей дачею и о том послать грамоту в Белгород воеводе.

Помета: «Государь пожаловал, за службу и кровь не отымати, будет убит».

Государева грамота в Белгород воеводе Афанасью Дмитриевичу Тургеневу послана в сентябре 1634 г., а в ней писано: «и как к тебе ся наша грамота придет, а Ларион будет Спесивцев в 141-м году убит на бою от литовских людей, и тем местом Ларион Спесивцев владел по даче и выпись у жены его на то место есть, и ты бы тем местом по даче и по выписи велел владеть Ларионовской жене Спесивцева, вдове Ирине с детьми по прежнему, а Нефеду и Петру Прохоровым в том месте отказал».

(Москов. ст. столб. № 107, лл. 5—9).