№ 689-й. Дело по челобитью оскольского станичного ездока Василия Толмачева о пожаловании его за полонное терпение.

«...Бьет челом осколянин, станичный ездок, Васька Борисов сын Толмачев. Взят я в Крым в полон на твоей государеве службе в проезжей станице на речке на Тростянке и живот свой мучил я в Крыму двадцать шесть лет, всякую полонскую нужу и бедность терпел; а ныне я из полона вышел из Крыму с твоими государевыми посланники, с Прокофьем Соковнинымъ да ъ Тимофеем Голосовым. И о той моей службишке и о полонском терпеньи писал к тебе, государю, к Москве с Оскола воевода Яков Лукьянович Хрущов». Просит пожаловать его выходным жалованьем и кормом.

Помета: «Выписать».

Розрядная выпись. 142 г. июля в 27 д. писал ко государю... с Оскола воевода Яков Хрущов: нюня в 7-й д. вышел из полона из Крыму с посланником, с Прокофьем [631] Соковниным, да с подьячим, с Тимофеем Голосовымъ, станичный ездок Васька Толмачев, а в роспросе сказал: в прошлом де, в 116-м году посылан он был с Оскола в станицу к урочищу до усть Тихия Сосны и до Дону, и как де они будут, не доезжая урочища, на речке на Тростянке, и его де взяли в полон крымские татарове и был в полону двадцать шесть лет. И он, Яков, того полоняника отпустил к государю к Москве.

А на Москве оскольский станичный ездок Васька Толмачев в роспросе сказал: в прошлом де, в 116 году посылал его с Оскола воевода к урочищу до усть Тихия Сосны и до Дону, и как де они будуъ на речке на Тросне, и его де взяли в полон нагайские татарове и свели в Нагай, и был в полону в Нагаех с неделю, а из Нагая продали его татаровя в Крым и был в полону в Крыму в Бакчи-сараех у татарина у Кулыбалы. И тому де третий год, тот татарин умер, а он после его смерти отпущен на волю; и как де из Крыму государевы посланники, Прокофий Соковнин да Тимофей Голосов, отпущены к государю к Москве, и он де, Васька, вышел из полона с ними же.

И государю... бьет челом оскольской станичной ездок Васька Толмачев, чтобы государь пожаловал его за полон и за выход своим государевым жалованьем, как государю Бог известит.

А по государеву указу, станичным ездоком государева жалованья за полон и за выход давано по два рубля да по сукну подоброму.

Помета: «142 г. августа в 7 д. Дать ему государева жалованья два рубля да сукно доброе».

(Москов. ст. столб. № 89, лл. 28—30).