№ 538-й. Дело по челобитью белогородца Петра Шарапова о пожаловании его за сеунч об отбитии черкасского приступа от Белгорода.

«... Бьет челом белогородец, станичный голова, Петрушка Шарапов. Приходили в нынешнем, в 141 году, на Ильинъ день Святаго Пророка под Белгород литовские люди черкасы и под Белым городом стояли и к городу приступали; и мы тебе, государю, служили и с литовскими людьми с черкасы билися и, Божиею милостию и твоим царским счастием, тех литовских людей побили, а достальные от Белгорода отошли прочь; и твой государев стольник и воевода, Михайло Петрович Волынской, прислал меня к тебе, государю, к Москве, с сеунчем, с отписками». Просит пожаловать его за службу и за сеунч.

Помета: «Выписать».

Розрядная выписъ. В нынешнем, в 141-м году, августа в 4 день писал к государю... из Белагорода стольник и воевода Михайло Волынский, что июля в 20 день пришли под Белгород многие литовские люди и учали к городу приступать; да июля же в 22 день приступали польские и литовские люди к городу жестокими приступы с приметы и с лестницами во многих местех, с полуночи до третьяго часу дня, и Божиею милостию и Пречистыя Богородицы помощию и заступлением, а государя... и детей его государевых... счастием, а отца его государева молитвами, у приступа многих литовских людей побили и переранили, и туры, и приметы и лестницы отбили; и на том же приступе взяли черкашенина Петрушку Шимковскаго, а в роспросе черкашенин сказал, что приходили под Белгород полковники, который Волуйку взял, Яцко Остренин с товарищи, а с ними было литовских людей и черкас 5000 человек. И того же дня те литовские люди из-под Белагорода после приступу отошли; и он за теми литовскими людьми послал в розъезд, а как предут из розъезду, и он о том к государю отпишет. А кого с тою службою воевода отпустил к государю к Москве, того в отписке не написано, а отписку подал белогородец Петр Прохоров сын Шарапов. А к стольнику и воеводе к Михаилу Волынскому писано от государя с похвалою.

И государю... бьет челом белогородец, сын боярской, станичный голова Петр Прохоров сын Шарапов, что приходили под Белгород черкасские полковники, Яцко Остренин, а с ними было литовских людей и черкас 5000 человек, и к городу приступали жестокими приступы, и государевы люди с литовскими людьми билися и многих литовских людей побили, а убито де литовских людей с 500 человек, и с того бою литовские люди [512] пошли от Белагорода в Литву. И с тою службою и с сеунчем воевода отпустил его к государю к Москве; и государь бы его за ту службу и за сеунч пожаловал своим государевым жалованьем, как государю Бог известит.

И выписаны на пример сеунщики.

141 года декабря в 4 день прислан с сеунчем от Баима Болтина нижегородец Семен Болтин, что пришел он с государевыми людьми под Новгородок-Северской, и из Новагородка литовские люди выходили на вылазку с 200 человек, и государевым людям с литовскими людми был бой и на том бою ратные люди многих литовских людей побили, а в языцех взяли 25 человек, а достальных литовских людей в город втоптали и государевы люди Новгородок осадили. И за ту службу и за сеунч дано государева жалованья у казны: 40 соболей в 15 рублей, камки адамашки 9 аршин, чарка серебряная в 4 рубля; да ему же поместной придачи 100 четей, денег из городовых из 12 рублей пущен вновь в четь в 10 рублей, и придача выдана по указу.

Да апреля в 3 день прислан из Стародуба от Ивана Еропкина болховитин Иван Есипов, что марта в 26 день в ночи приходили из Чернигова к Стародубу полковники Бодашевский, да Санковской, да Волк, да Скарбовской да Побединской, а с ними польских и литовских людей 3000 человек, и к Стародубу приступали до 4-го часа дня; и государевы люди на приступе и на вылазках литовских людей побили, а в языцех взяли 20 человек. И за ту службу и за сеунч дано государева жалованья Ивану Есипову у стола: камка, 40 куниц, чарка в 2 рубля.

Апреля же в 16 день прислан к государю к Москве с сеунчем из Белагорода от Михайла же Волынскаго белогородец Иван Маслов с тем, что апреля же в 5 день посылал он в Белогородской уезд на речку на Розумную и на Корочу на литовских людей, которые шли из-под Валуйки, голову Данила Везенина, а с ним белогородских ратных людей, и голова и ратные люди литовских людей на речке на Розумной, за 3 версты от Бела-города, побили, а в языцех взяли 18 человек, а Иван Маслов на том бою и в посылке был же. И за ту службу и за сеунч дано государева жалованья Ивану Маслову: денег 10 рублей, тафта да сукно аглинское доброе.

Помета: «141 года августа в 10 день, государь пожаловал за службу, велел дать своего государева...».

Лета 7141 года августа в — день. По государеву... указу, память дьяку Гаврилу Облезову. Велети ему дати государева жалованья белогородцу, станичному голове, Петру, Прохорову сыну, Шарапову за белогородскую службу нынешняго 141-го года и за сеунч: камку, сорок куниц, чарку серебряну в два рубля. Прислан с сеунчем, что литовских людей у Белагорода в приступех побили.

(Москов. ст. столб. № 102, лл. 256—262).