№ 536-й. Дело по челобитью рязанца И. И. Небольсина о пожаловании его за сеунч о бое с татарами под городом Пронском.

«... Бьет челом рязанец Иван, Иванов сын, Небольсин. В нынешнем, в 141-м году, августа в 1 день приходили под Пронеск нагайские татары и бой с ними под Пронском был, и Божиею милостиею и твоим государевым счастием, татар побили и языки поимали, и я от воеводы, от Никиты Федоровича Панина, прислан с сеунчем к тебе, государю, к Москве». Просит пожаловать его за сеунч своим царским жалованьем.

Помета: «Выписать».

Розрядная выписъ. В нынешнем, въ141-м году, августа в 6 день писал к государю... из Пронска воевода Никита Панин, что августа в 1 день, за два часа до света, приходили [510] к Пронску на посад многие люди, по смете тысячи с две и более, и с татары государевым людям был бой до 9 часу дня и, Божиею милостию и Пречистыя Богородицы помощию, а государя... и детей его государевых... счастием и отца его государева... молитвами, татар многих побили, а в языцех взяли татар 5 человек, да 70 нагайских лошадей отбили; и он с тою службою и с сеунчем и с татарскими роспросными речами отпустил к государю к Москве Ивана Небольсина.

И государю... бьет челом рязанец, Каменскаго стану, Иван Небольсин, чтоб государь его за службу и за сеунч пожаловал своим государевым жалованьем, против его братьи.

И выписаны на пример сеунщики:

В 136-мъ году присланы к государю к Москве с сеунчем с Ливен от стольника и воевод, от Федора Бутурлииа да от Ивана Рогозина, ливенцы, дети боярские, Роман Коширянинов да Иван Павлов с тем, что посылал он, Федор, товарища своего Ивана Рогозина, а с ним их голов, Ивана да Романа, с государевыми ратными людьми в поход за татары, которые татаровя воевали ливенския и новосильския места, а было их с 500 человек; государевы люди сошли татар на реке на Фошне, от Ливенъ с 50 верст, и татар побили на голову, и языков татар взяли 57 человек и полон отбили. И за ту службу, и за сеунч и за головство Роману и Ивану дано государева жалованья: по 12 рублей, да по камке, да по сукну по аглинскому по доброму, да им же дано головнаго по 5 рублей, да по сукну по доброму человеку.

В 139-м году прислан с сеунчем с Оскола от воеводы, от Афаиасья Тургенева, осколянин, сын боярской, Дмитрий Сорокин, что посылал он, Афанасий, в поход за татары голову его, Федора, а с ним оскольских ратных людей, и голова Федор Митрофанов с ратными людьми дошли татар на Калмиюской сакме, от Оскола верст с 50, и многих татар побили, а в языцех взяли татар 6 человек; и за сеунч Дмитрию дано государева жалованья 10 рублей, тафта да сукно доброе.

Да в 140-м году прислан с Воронежа от стольника и воеводы, от Матвея Измайлова, с сеунчем воронежец Трофим Михнев, что посылал он, Матвей, в поход за воры за черкасы голов Лариона Камынина да его, Трофима, с ратными людьми; и сошли воров черкас в Воронежских откупных вотчинах в Марковских лесах и воров черкас многих побили, а живых взяли черкас 13 человек; и за сеунч дано государева жалованья Трофиму Михневу 10 рублей, да тафта, да сукно доброе.

Да в нынешнем 141-м году, прислан с Ливен с сеунчем от стольника и воеводы, от Андрея Бутурлина, ливенец, сын боярской, Евстрат Онисимов, что посыланы в поход за татары головы Артемий Онисимов, да Роман Воробьев да Кирей Поцелуев с государевыми ратными людьми, и государевы люди сошли татар в Ливенском уезде под Серболовым лесом, и государевы люди татар побили, а в языцех взяли татар 7 человек; и за сеунч дано государева жалованья Евстрату Онисимову 10 рублей, да тафта, да сукно добрыя.

Да в нынешнем же, в 141-м году, прислан с сеунчем с Ельца от стольника и воеводы, от Дмитрия Толочанова, Яков Левшин, что посылал он, Дмитрий, для промыслу над татары голову его, Якова, с государевыми ратными людьми, и государевы люди татар побили, а в языцех взяли татар 6 человек и полон русской отбили; и за сеунч Якову Левшину дано государева жалованья 10 рублей, да тафта, да сукно доброе аглинское.

А иным сеунщикам давано государева жалованья и меньше того, смотря по вестям и по сеунчу.

Помета: «141 года августа в 9 день, государь пожаловал, велел дать за сеунч своего государева жалованья десять рублей, да тафта, да сукно доброе».

(Москов. ст. столб. № 102, лл. 243—248).