№ 511-й. Расспрос в Разряде рязанца Матвея Реткина, прибывшего в Москву из-под Смоленска с отписками от боярина и воевод, М. Б. Шеина с товарищами.

141 г. апреля в 5 день, прислан к государю к Москве из-под Смоленска от боярина и воевод, от Михаила Борисовича Шеина с товарищи с отписками рязанец, сын боярский, Матвей Реткин.

А на Москве в роспросе сказал: отпущен он из-под Смоленска марта в 30 день, тому ныне седьмой день, а ехал де он мешкотно, потому что воды и грязи великия.

Да Матвей же Реткин сказал, что у города у Смоленска разбито три башни, да промеж к середней битой башне, а как та башня словет, того не ведает; против битых башен от немецких шанцев сбито стены по исподней пояс, в длину сажен с семь.

А до его посылки дня за три из наряду по городу бить перестали, а для чего из наряду бить перестали, того он не ведает.

Да тому де ден с десять, послал боярин немецкаго полковника Якуба Шарла, а с ним из всех полков выбрав лучших русских и немецких солдат, к городов... месту, и полковник с солдаты стал под городом под стеною, меж Днепровских ворот и проломнаго места, против башни, и литовским людем из города из Днепровских ворот за город выходить не дадут; а мост на Днепре, что проходили литовские люди в город, государевы люди в ночи с приезду до половины разметали и ныне тем мостом ходить нельзя.

Да как де марта в 17 день, с недели на понедельник, приходили литовские люди в ночи безвестно на Покровскую гору, и в те де поры стояло на Покровской горе три сотни, Ульян Ляпунов, а иным головам имен не упомнит, и слышал он в полкех от своей же братьи, что в том приходе взят из голов один Ульян Ляпунов да тулянин Венедикт Федоров сын Сухотин, а иных кого поимали, того не слыхал; а в город де литовских людей прошло человек с 150.

И после литовскаго приходу вскоре, а в который день, того не упомнит, велел боярин от Покровския горы в лесу на проходе, которыми месты литовские люди проходили, засеку засечь и на Покровской го... поставлен, чтоб теми месты вперед литовские люди не проходили, и в том острожке поставлены конные и пешие люди, стрельцы и казаки, поместные и донские, а колько их, того он не ведает; да конных дворянских же по шести сотен, а живут по два дня.

А на Днепре для переезду государевых людей за Днепр сделано 4 плота и перевозятся ратные люди за Днепр на плотех, а те плоты на канатех, да и мост де сделан, пригнан и стоит под острогом, только еще при нем за Днепр не наведен, потому что река быстра.

Володимир Ляпунов пришел при нем под Смоленеск, марта в 17 день, с кормовыми детьми боярскими, которые были с Балашем; и боярин де тех детей боярских велел роздати по полком, кто у кого в полку был наперед того, а сказывают, что пришло их с 500 ч., а подлинно про то он не ведает, потому что он в те поры был на стороже.

А гетман де Радивил и Госевской стоят на старом месте, а сколько с ними людей и есть ли к ним прибыльные люди, того он не ведает. [484]

А про выходцев из Смоленска и от Радивила, выходят ли, или нет, про то он не ведает.

А которые де пушечные запасы посланы под Смоленеск, и тех он запасов встретил апреля в 1 день от Вязьмы за 5 верст, и по дороге встречал многие государевы запасы, пушечные и хлебные, идут безпрестанно.

(Москов. ст. столб. № 85, лл. 352—357).