№ 457-й. Отписка воевод М. Б. Шеина с товарищами об отсылке в Москву языков — литовских людей, взятых в разных местах, с приложением их расспросных речей.

Боярин и воевода Михаил Борисович Шеин с товарищами в отписке, полученной в Розряде 1-го декабря, доносили: «в нынешнем, в 141-м году, в ноябре в розных числех писали к нам в Дорогобуж из Смоленскаго уезда из острожков головы Никифор Нерыбин да Богдан Озеренской и прислали литовских людей языков двадцать один человек, а поиманы де те языки под Смоленском, а посыланы в тое посылку для языков белозерцы, розных городов помещики, атаманы Тимошка Переславец да Бориско Чемесов с товарищи, да донские атаманы и казаки; и мы тех языков роспрашивали, и что те языки нам в роспросе сказали, и мы те языки и их роспросныя речи послали к тебе, государю, с атаманом, с Бориском Чемесовым да с казаком, с Сенькою Матчиным».

Распросныя речи. 141 г. ноября в 20 день прислал в Дорогобуж с Верховых Лук из острожку голова Богдан Озеренской литовских людей языков, Яна Ивановскаго, Илюшку Яковлева, а взяты те языки в Смоленском уезде в загонех, от Смоленска за десять верст.

А в допросе сказали:

Ян Ивановской родом белорусец, пахолок Будовничаго; из Смоленска де он ноября в 18 день, а в Смоленску де ныне воевода Госевской да подвоеводою князь Соколинской, а с ними де в Смоленску ратных конных и пеших посадских людей с 7000 человек; а на королевство де в Литве обрали королевича Владислава. А выезжал де он из Смоленска для сена.

Илюшка Яковлев сказался русской человек, пахолик того же Будовничаго; в роспросе сказал те же речи, что говорил Ян Ивановской.

А взяли тех языков, Яна Ивановскаго Степанковы станицы Круговаго казак Ивашко Хворой, а Илюшку взял Оболенской помещик, есаул Данилко Костерев.

Да ноября в 23 день прислал в Дорогобуж из Долгомоскаго острожку голова Никифор Нерыбин языки, литовских людей, Криштопа Наравскаго, Яна Маевскаго, Степана Хрусовича, а также взяты они в загонех в Смоленском уезде, от Смоленска 15 верст, а в роспросе сказали:

Криштоп Наровской шляхтич, из-под Ляжья, служил в Смоленске пану Гроховскому, а из Смоленска де они выезжали для живности, а поехали де они из Смоленска во вторник, ноября в 20 день; а в Смоленску де ныне литовских ратных людей с Госевским, конных и пеших и посадских людей, 8000 человек, а прибылых де людей в Смоленск ждут ли и откуда, того он не ведает, а говорят в Смоленску, что прибылые люди в [426] Смоленеск будут. А в Литве де на королевство обрали королевича Владислава, а говорят де, что король будет в Вильну к Рождеству Христову. А ратные де люди в Литве в сборе готовые есть, которые были на обиранье королевском. А как де Дорогобужские сидельцы, литовские и немецкие люди, шли из Дорогобужа в Литву, и из Смоленска де Александр Госевской посылал к ним ратных людей и велел тех Дорогобужских сидельцев поворотить к себе в Смоленеск сильно, и Дорогобужские сидельцы, литовские люди, капитан Ульф, да ротмистр Лузгиня (в) Смоленеск не пошли, а говорили: на том они крест целовали, что им в Смоленску не сидеть и против государевых людей не стоять; а пехоты де Дорогобужских сидельцев поворотили в Смоленеск сильно 200 человек.

А товарищи его, шляхтич Ян Маевской — Городенскаго повету, служил пану Турлинскому; шляхтич Степан Хрусович Бронскаго повету, в роспросе сказал те же речи, что говорил Криштоп Наровской. А взяли тех языков белозерцы, розных городов помещики: Васька Суздалец взял Криштопа Наровскаго, Семейка Матчин взял Яна Маевскаго, Степанко Долгой взял Степана Хрусовича.

Да ноября в 24 день прислал в Дорогобуж голова Никифор Нерыбин языки, литовских людей, Куземку Головача с товарищи, пятнадцать человек, а поиманы они в загонех под Смоленском, от Смоленска за десять верст.

А в роспросе те языки сказали:

Литвин Куземка Головач сказал: шляхтич де он Мстиславскаго повету; а в Смоленску де ныне Госевской да подвоеводье князь Соколинской, а с ними де в Смоленску ратных, конных и пеших людей, 4000 человек, опричь русских людей, а прибылые де люди, чают, в Смоленеск будут, а того он не ведает, откуда и какие люди; а на королевство де выбрали королевича Владислава, а говорят де в Смоленску, что король будет к Рождеству Христову в Вильну, а люди де готовые в Литве в сборе ныне есть, которые были у обиранья королевскаго.

(Москов. ст. ст.олб. № 85, лл. 98—107).