№ 57-й. Отписка воеводы Федора Плещеева о побеге атамана Михаила Титова со взятыми под Олонцем языками к Барай мурзе.

Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея русии холоп твой Федка Плещеев челом бьет. Февраля, государь, в 6 день писал ко мне холопу твоему голова Илья Наумов с казаком с Пятункою Ивановым: генваря де, государь, в 31 день приехал к ним в полки атаман Михайло Титов да Александр Трусов с казаки с Олонецкого острожку, а привели де, государь, с собою немецких языков тринадцать человек, да пять человек черкас. Да Февраля, государь, в 1 день пришол к ним от черкас с полону Макаровой станицы Козлова казак Федка Онтонов, а взяли де его черкасы в полон под Тихвиною, и того де, государь, казака Федку и его роспросные речи, и немецких людей и черкас, которые в языцех приведены, и роспросныя речи и послужной список послал к тебе ко государю с тем же казаком с Федкою Февраля в 8 день. Да Илья же, государь, Наумов писал ко мне холопу твоему, слух де, государь, до него Ильи подлинной дошол от его подъезщиков, что черкасы стоят на Олонце, а хотят де, государь, идти стоять в Олександрову пустынь, и он де, государь, свестяся с Барай мурзою и с головами, послал под тех черкас в посылку двух атаманов: Федора Бронникова да Ермолу Терентьева с станицами ферваля в 3 день. Да как, государь... с языки атаман Михайло Титов да Александр Трусов и учали де, государь, ему Илье атаманы и казаки на того Михаила Титова в его воровстве подавати челобитныя, и он де, государь, послыша то, убежал к Барай мурзе также по прежнему воровать, и тех де, государь, языков, которых атаман Александр Трусов с своими казаками привели, с собою же увел к Барай мурзе, а имали де, государь, тех языков его Ильина полку люди казаки Александровы станицы Трусова, да Ермолины Терентьева да Федоровой Бронникова; и я холоп твой писал к тебе ко государю на того Барай мурзу и наперед сего, что он моего полку у ратных людей преж сего также языков отнимал и к тебе ко государю от себя посылал, и для того меж ратными людми ссору чинитъ великую, а твоему государеву делу поруху, и о том, государь, мне холопу своему свой царской [94] указ учини, чтоб, государь от того Барая мурзы вперед меж ратными людьми ссоры не было и твоему государеву делу поруха не учинилася.

Помета: «отписать, с ним ли тот атаман, и буде с ним, и он бы их ведал и от воровства унимал и языков не велел никому ни у кого отнимать».

122 года атаманы Михайло Титов да Олександр Трусов с казаки своими станицы ходили в Корельской уезд и языки поимали немецких людей.

Татарин Кадомской Кайбала Яндерин взял немецкаго дьяка Ягана Ирикова, Шавенскаго города уроженец.

Казак Иван Иванов сын взял корельскаго вовдея Петрушку Матвеева.

Казак Алексейко Макарьев взял немчина Индрика Матфеева вовдеев дичака корельского выборгской уроженец.

Казак Дмитрей Томановской взял немчина Матфейка Филипьева.

Казак Федор Лабутин взял немчина Лаша Павлова Шавунского города сотник.

Казак Максимко Самуйлов взял немчина Тура Андреева Вишковой земли из за —моря.

Татарин Чумаш Утяшов Касимовской взял немчина заморского Власка Петрова.

Казак Осип Оникеев взял немчина Кунарка Лаврентьева.

Казак Фторышка Иванов взял немчина Юшка Тумасова.

Казак Сергейко Ильин взял немчина Сеньку Иркуева.

Да у тех же атаманов с казаки был у них бой на Олонце с Литовскими людми.

Татарин Иван Федоров взял черкашенина Яшка Иванова. Казак Дмитрей Томановский взял черкашенина Мартинки Трофимова. Казак Янка Иванов взял черкашенина Филонка Климова.

122 года Февраля в 4 день к Илье к Васильевичу Наумову пришел от черкас из полону Макаровой станицы казак Федка Онтонов, а в роспросе сказал: взяли его черкасы под Тихвиною, а он де с ними с черкасы ходил по многим местам и по Заонежским погостам, а людей де черкаских человек с тысячу двести, а идти было им с совету немецких людей на государевых людей под Ладогу и под Новегород, а на том де у них рада была, а сослалися де черкасы с немецкими людьми подлинно в Шуйской волости, за Онегом, а немецких де людей четыреста человек, а пеших солдатов тысяча двести человек, да Корелян мужиков у солдат семьсот человек, а сходитца де было немцом с черкасы на Олонце. Того же дни черкашенин Яшка Сидорова полку в роспросе сказал, что полковник Сидор поехал к немецким людям к Анцмуку, и как съехался, и на езде стрелялись, немцы начаялись русских людей, и как де Анцмук познал, что черкасы, ин де грамоты послал к Сидору королевские от Пунтусова, чтобы немцам с черкасы сослаться и соединиться со одного на русских людей; а всех де черкасов двенадцать прапоров, а идти на Олонец, а на Олонце ожидать с немецкими людми.

Черкашенин Мартынко сказал, что он полку Паполцова, а черкас де всех с тысячу, а Сидор де поехал к немцам на сговор; немчин Еган Ириков в роспросе сказал, ездил де он под Корельской уезд сбирать королевскую казну, а королевич де в Выборге стоит, а с ним большие воеводы, а людей с ним с тысячу, а сколько во Новгороде немец, того не ведает. Немчин Лашей Павлов сотник стрелецкой сказал в роспрос, что он Шавенского города, а вышел с Анцмуком, а Анцмук де в Ловских погостех, а пошел к морю воевать, а людей с ним две тысячи отрадных, а другая ходы люди (sic); а от моря идти было им на Олонец воевать, а в городе де в Кореле всех людей со сто, а в Шавенском нет нисколько, немчин выборгской Индрик, а пришел сам третей из Выборга в Корельской уезде землю мерить, а про иное де не ведает ничего.

От царя, государя и великаго князя Михаила Федоровича всея русии Барай мурзе Алеевичу Кутумову. Февраля в 22 день писал к нам с Тихвины воевода Федор Плещеев, Февраля де в 6 день писал к нему голова Илья Наумов, генваря де в 31 день приехал к ним в полки атаман Михайло Титов, да Олександр Трусов с Олонецкаго острожку и привели с собою немецких языков тринадцать человек, да пять человек черкас. И как де атаманы Михайло Титов да Александр Трусов пришли к ним в полки, и на того де Михаила атаманы и казаки в его воровстве Илье Наумову учали подавать челобитные, и атаман де Михайло [95] Титов, послыша то, бежал к тебе в полк и тех де языков, которых привели Александр Трусов с своими казаки, увели к тебе с собою же, а тех де языков имали его Ильина полку казаки Олександровы станицы Трусова, да Ермолины Терентьева да Федоровы Бронникова. И как к тебе ся наша грамота придет, а атаман будет Михайло Титов ныне с тобою в полку, и ты бы атамана Михаила Титова да казаков его станицы ведал и ото всякаго воровства унимал и языков никому ни у кого отнимать не велел, чтобы в том у ратных людей меж себя смуты никакие не было и нашему делу порухи никоторые не было. Писан на Москве лета 7122 Февраля в 25 день.

(Москов. ст. столб. № 4, д. 4, лл. 177—183).