№ 231-й. Отписка Калужского воеводы о насильствах, чинимых Тульскими воеводами Калужским вестовщикам.

Калужский воевода Иван Головин да дьяк Петр Данилов в отписке, полученой в Розряде 1 июня, доносили: «Мая в 9 день посылали мы на Тулу в станице для вестей дворян и детей боярских, Воротынца Гаврила Афонасьева сына Тургенева с товарищи четырех человек, и у того де Гаврила Тургенева на Туле поимался за человека его Каширянин Тимофей Уваров; и воеводы, князь Иван Хованской да князь Иван Шеховской, тому Гаврилу Тургеневу в том деле велели перед собою отвечать сильно и в тюрьму его сажали. И Гаврила Тургенев с товарищи и иные дворяне и дети боярские били челом тебе, государю, что им из Калуги на Тулу в станицах для вестей вперед ездить немочно, что Тульские воеводы велят им перед собою отвечать сильно и сажают в тюрьму».

Помета: «Отписать на Тулу к воеводам, что в делех по государеву указу для службы отсрочено, а они для чего вестовщиков приезжих сильно судят и в тюрьму сажают, и за тем иные ездить на вести не хотят».

Государева грамота на Тулу воеводам послана июня в 5 день 1629 г., а в ней писано: «.... по нашему указу дворяном и детем боярским, которые на нашей службе по полком и в городех и на Москве по приказом для службы отсрочено; и вы то учинили мимо нашему указу, что вестовщиков судите сильно и в тюрьму сажаете, и за тем из Калуги иные дети боярские на вести ехать не хотят. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б вперед в таких делех вестовщиков не судили, и о том к нам отписали, какими обычаи на калужских вестовщиков вы суд давали и за что их в тюрьму сажали».

Тульские воеводы, князь Иван Хованской да князь Иван Шеховской, в ответ на государеву грамоту, прислали отписку, полученную в Розряде 22 июня 1629 г., а в ней писали: «Мая в 11 день приехали на Тулу из Калуги для вестей Воротынец Гаврила Тургенев с товарищи; и того ж числа бил челом тебе, государю, а нам в съезжей избе Каширянин Тимофей Уваров подал челобитную на поличное о приставе и с приставом изымался за беглаго своего человека за Онтипка, прозвище Дружинку, Андреева у Калужскаго вестовщика, у Воротынца у Гаврила Тургенева. И как к нам того беглаго своего человека привел в съезжую избу, и мы Коширянина Тимофея Уварова и Воротынца Гаврила Тургенева и беглаго человека Онтипку, прозвище Дружину, велели роспросить и, роспрося, велели на Гаврила Тургенева в том беглом человеке дати суд. И Коширянин Тимофей Уваров бил челом на него, Гаврила, а к нам принес челобитную в том беглом своем человеке о суде, потому что он, Тимофей, на твоей государеве службе с нами, а тот Гаврила приехал к нам на вести; и Гаврила Тургенев перед нами не отвечал в новом деле, а не в старом, и тем нас обезчестил. А в твоем государеве наказе у нас написано: которые дворяне и дети боярские и иноземцы с нами по наряду на твоей государеве службе на Туле будут, велено их судити всяких людей и управу меж их чинити безволокитно; а по приказом по твоему государеву указу отсрочено на Москве в старых делех, а то дело не старое, имался Тимофей Уваров за беглаго своего человека у нас на Туле, а в тюрьму его, Гаврила, не саживали, а велели посадить человека его в тюрьму, за котораго у него изымался Каширянин Тимофей Уваров, потому что Гаврила Тургенев по себе в том человеке поруки не дал». Помета: «Взять к отпуску».

(Москов. ст. столб. № 40, лл. 366 — 367 и 435 — 437).