№ 161-й. Дело по отписке Оскольского воеводы Д. Яблочкова о произнесении стрельцом Ив. Метелкой непристойных слов.

Оскольский воевода Дмитрий Яблочков в отписке, полученной в Розряде 29 апреля, донес, что Оскольский стрелец Минка Глазатой подал изветную челобитную на стрельца Ивана Метелку, Хлоповской тоже, в произнесении им непристойных слов. Допрося против челобитной доносчика и тех людей, на кого он слался, воевода прислал при отписке челобитную и распросныя речи.

Челобитная: «Извещает Оскольский стрелец Минка Глазун на Оскольскаго стрельца на Ивана Хлоповскаго. Деялося нынешнего 131 года Февраля в 10 день, перед всеедною неделей, были мы на твоей государеве службе на Карачеве в городе, а тот Иван у нас десятник; да стал на меня находить не по делом, и я тому Ивану учал говорить: так-то, Иван, на меня находишь, мне на тебя бить челом государю! И тот Иван учал говорить мне: «здоров бы был Никита Дмитръевич Воробин, да осударъ», а тебя, государя, назвал после Никиты, отечества твоего государева и величества не узвестил. И я за то с ним, Иваном, твое государево слово завязался, что тот Иван тебя, государя, назвал после Никиты Воробина, а твое государское величество унижая». На обороте: «к сей челобитной соборной поп Иван руку приложил».

Распросныя речи.

«Лета 131 года, Марта в 29 день, пришед в съезжую избу, стрелец Минка Глазатой в роспросе сказал воеводе Данилу Мосеевичу Яблочкову: слышал де он у стрельца у Ивашки Метелки, называл де он, Ивашка, воеводу Никиту Воробина государем, а называл де так: «да Споди де здорова был государь Никита Дмитриевич Воробин», а после того молвил: «и царь, государь», а именем де государя, царя и великаго князя Михаила Федоровича всеа русии и отечеством не назвал; а взвышал де он, Метелка, Никиту Воробина при стрельцах: при Панке Ленивом, да при Минке Ненашего да при Антошке Дождеве». На обороте: «К сей сказке соборный поп Иван руку приложил».

131 года, марта в 29 день, воевода Данила Мосеевич Яблочков допрашивал стрельцов, [186] на которых людей в государеве, цареве и великаго князя Михаила Федоровича всеа русии слове Минка Глазатой слался; и стрельцы, Панка Ленивый сказал по государеву, цареву и великого князя Михаила Феодоровича всеа русии крестному целованью: слышал де я, как тот Мина Глазун бранился с Ивашкой с Метелкою, и Ивашка де Метелка молвил ему Мине: «не почто де нам к Москве, и у вас на Осколе у нас Москва! Да Споди де воевода Никита Дмитриевич Воробин здорова был», да после того молвил: «и государь, царь и великий князь Михаил Федорович всеа pycии».

Мишка Ненашев и Антошка Дождев по государеву крестному целованью сказали тоже.

Приговор: «По государеву указу бояре приговорили: того стрельца Ивашка за то воровство бить кнутом по торгом и посадить в тюрьму, чтоб вперед неповадно иным так воровать».

Государева грамота послана на Оскол мая в 1 день к воеводе Данилу Моисеевичу Яблочкову, а в ней писано: «и как к тебе ся наша грамота придет, и ты б стрельца Ивашку Метелку за то его воровство велел по торгом бити кнутом нещадно и велел его вкинуть в тюрьму до нашего указу, чтоб, на то смотря, неповадно было иным так воровать, непригожих слов говорить».

(Москов. ст. столб. № 15, лл. 196—200).