№ 139-й. Дело по отписке Лебедянского воеводы Ивана Михнева о произнесении казаком Василием Маторой непристойных слов.

Лебедянский воевода Иван Михнев в отписке в Розряд от 15 октября 130 года пишет, что сентября в 25 день пришел в город в съезжую избу голова стрелецкий и казачий Еремей Толпыгин и извещал на Лебедянского казака слободы Романова Рогу Василья Матору, что 24 августа он, Еремей, бил того Ваську Матору батогами, и Васька де говорил про вора: «пощади де для нашего государя, царя Дмитрея»! Воевода ставил Толпыгина с Маторой с очей на очи, но Матор в произнесенных словах запирался, а потому до указу посажен в тюрьму.

Помета: «Отписать, что глупьем роспросить не умеет; и он бы роспросил подлинно: при ком деялося и кто то слово слышал. И пыткою б обоих постращал, а не пытал, чтоб про то сыскал подлинно».

По сей пометь в Лебедянь воеводе послана грамота, а в ней писано: «как к тебе ся наша грамота придет, и ты б казака Васку Матору, выняв из тюрьмы, с головою с Еремеем Толпыгиным поставил с очей на очи, и про то сыскал, при ком то делалось и кто такое воровское слово слышал из сторонних людей, и ты б и тех людей роспрашивал подлинно; и того голову стрелецкаго Еремея Толпыгина и казака Васку Матору велел привести к пытке и пыткою их постращал, а не пытал. Да кто что в роспросе, и в сыску и у пытки скажет, и ты б те их роспросныя речи велел написать на список подлинно порознь и с прежними речами прислал к нам к Москве и велел отдать в Розряд дьяком нашим, думному Томилу Луговскому, да Михаилу Данилову, да Федору Степанову».

Грамота послана с Лебедянцем с Богдашком с Овсяниковым 13 ноября 130 года.

(Москов. ст. столб. № 12, д. 1, лл. 118—120).