Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

НЕИЗВЕСТНЫЙ ТЕКСТ ПРИВЕТСТВИЯ ИВАНУ ГРОЗНОMУ 1

Текст 2

// Прииде государю радость и государю здоровье. А государь — благочестивый царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси самодръжец. Дай бог, ты, государь, здрав был с отцем своим Макарием, митрополитом всея Руси, и с нашею государынею, своею царицею, великою княгинею Анастасиею, и [c] своими богодарованными чяды — благоверным царевичем князем Иваном Ивановичем и благоверном царевичем Феодором, и [c] своею братею, и з боляры, и со всеми православными кристианы — на своей отчине на Казани, илико (в ркп. так.) ему, государю, бог поручит и на всем своем православном русиском царьствии на многа лета. // Поревновал еси, государь, прежним святым и равно апостолом, царем Константину и Владимеру, яко ж убо они идолы попраша и благочестие утвердиша. Тако и ты, государь, боговенчанный царю, божьего помощию безбожных агарян потреби и православных кристиян от работы и плена (испр. в ркп. плени.) асвободи (в ркп. так). Мы же, государь, нищие твои, государевы, богомольцы, милосердому богу и пречистой богородици и великим чюдотворцом хвалу и благодарение приносим, а тобе, государю, челом бием и должны бога мо-лити и пречистую богородицу и великих чюдотворцов о твоем царьском здравие, и о твоей царице великой княгине Анастасие, и о твоих бого//дарованных чадех — благоверном царевиче Иване и царевиче Феодоре, и чтобы господь бог сохранил самодръжавное ти царство мирно и здра[в]о (в ркп. Клякса) на многа лета. Аминь.


Публикуемый текст находится в рукописном сборнике XVI в., Б АН, Арх., Д-193, лл.356 об. — 357 об. Эта рукопись-конволют весьма разнообразна по составу: наряду с многочисленными отрывками из памятников духовной литературы имеются отдельные главы из раннего списка Стоглава, летописные записи, тринадцатая глава из «Просветителя» Иосифа Волоцкого, Чин венчания на царство Ивана IV, Судебник 1550 г., выписки из канонических книг, Повесть о Псковском взятии, Сказание о князьях Владимирских, Литовская летопись, Повесть о Царьграде Нестора Искандера и др. 3

Как мы видим, составитель сборника проявил огромный интерес к эпохе Ивана Грозного; как показывает палеографический анализ, рукопись по-видимому, и создавалась в эту эпоху: бумага самых ранних рукописей в составе сборника датируется 1521 г. (водяной знак — перчатка, украшенная цветком из пяти лепестков над средним пальцем) 4 и 1530 г. (водяной знак — воловья голова, между рогами — большой стержень, заканчивающийся трезубцем, вокруг стержня обвилась змея с маленькой короной) 5, бумага более поздних рукописей датируется 1564 г. (водяной знак — небольшая сфера, сверху украшенная короной в форме лилии, а снизу — сердцевидной фигурой) 6, бумага самых поздних рукописей в составе сборника датируется 1575 г. (водяной знак — вепрь) 7.

Текст обращения-похвалы безымянных «нищих богомольцев» к Ивану Грозному нигде более не встречается, что уже было специально отмечено при описании этого сборника: «Похвала Ивану IV и всему его воинству за победу над татарами под Казанью. Эта похвала — произведение, совершенно отличное от похвалы, встречающейся в списках Истории Казанской. По времени наш список близок ко времени самих событий» 8.

Обращение это невелико по объему. Однако его можно довольно точно датировать и определить круги, из которых оно вышло; кроме того оно позволяет [72] поставить вопрос о существовании в XVI в. особого жанра приветствия.

Обращает на себя внимание лексика и терминология, характерная для эпохи Ивана Грозного, нашедшая отражение как в летописных записях сборника, так и в тексте обращения. Автор текста, очевидно, был знаком с речью митрополита Макария, приветствовавшего Ивана IV, возвратившегося из Казанского похода в Москву: «О, богом венчанный царю и благочестивый государь великий князь всея Русии, мы, твои богомольцы, со священным собором молим Бога и великой его благодати хвалу воздаем! и что возглаголем, токмо к нему рцем: дивен Бог в словах творяй чюдеса, показавший на тобе, царе благочестивом, славу свою и светлые победы па врагы дарова тебе над Крымским Девлет-Киреем, царем нечестивым, и свое христоименное стадо от нахождения иноплеменного Агар ямина ныне тобою, государем нашим, съхранил нас... и дарова тебе бог милосердие свое: град и царство Казанское предаде в руце твои, и восиа на тобе благодать Его, якоже на прежних благочестивых царех, творящих волю господню, аже благочестивому и равноапостолному Константину царю крестом победу на враги дарова и прочим благочестивым царям, такоже прародителю твоему великому князю Владимиру, просветившему Рускую землю святым крещением... На тобе же благочестивом царе, превзыде божия благодать: царьствующий град Казаньский со всеми окрестными тебе дарова... и твоею царскою рукою многих христиан пленных от работы избави...» 9

В публикуемом тексте упоминаются имена Ивана Грозного, царицы Анастасии (умерла в августе 1560 г.) 10, царевичей Ивана (родился в марте 1554 г.) 11 и Феодора (родился в мае 1557 г.) 12 и митрополита Макария (умер в декабре 1563 г.) 13.

Таким образом, текст мог быть написан после мая 1557 г. (рождение царевича Феодора) и до августа 1560 г. (смерть царицы Анастасии). Отсутствие упоминания в тексте дочери Ивана IV, царевны Евдокии, родившейся в 1556 г. и умершей в июне 1558 года 14, позволяет утверждать, что датировка текста ограничивается периодом июнь 1558 г. — август 1560 г. Важна для датировки следующая фраза «... и чтобы господь бог сохранил самодержавное ти царство мирно и здраво на многа лета...» Такое пожелание могло быть высказано в мирное время, а известно, что в ноябре 1558 г. началась Ливонская война. Итак, датировка может быть еще более уточнена: июнь-ноябрь 1558 г.

Не случайно автор, приветствуя Ивана IV в 1558 г., упоминает казанскую победу, заслуги царя. Напряженная политическая обстановка, преддверие новой войны заставляют вспомнить былые победы. Память о казанской победе жива, это подтверждается и тем, что 29 июня 1557 г. был освящен собор Василия Блаженного в Москве, построенный в 1554 г. в честь покорения Казанского царства.

Общий характер сообщаемых исторических событий не позволяет точно установить автора текста обращения, можно только предполагать, что он был духовным лицом «... мы же, государь, нищие [73] твои, государевы, богомольцы, милосердому богу и пречистой богородици и великим чюдотворцом хвалу и благодарение приносим...»

Некоторую конкретность вносит следующее сообщение Никоновской летописи под 1558 г.:

«Лета 7006 месяца августа в 9 день. О приходе чюдных образов из Ругодива [Нарвы. — И. А.] к Москве, образ пречистый Богоматери, а другой образ Николы Чюдотворца. Пришли 2 иконы из Ругодива к Москве, на одной иконе образ пречистыя Богоматери со превечным Младенцем Одигитрея, да на другой иконе образ Николы Чюдотворца, да Власа Великого, да Козмы и Демияна. А с теми святыми иконами архиепископ Пимен Новгородский прислал архимандрита Юрьевского Варфаломея, да Протопопа Софейского Дмитрия, которые в Ругодиве и Вошегороде церкви и город освятили, и с образы пришли. И царь и великий князь и сын его царевич Иван Иванович и брат его, князь Юрий Васильевич, и митрополит Макарий со всем освященным собором, и весь синклит царской и множества народа, встретили образы...» 15.

Можно предполагать, что в августе 1558 г. в Москве кем-то из пришедших «нищих богомольцев» и был создан наш текст. Фонетические особенности текста позволяют говорить о московском происхождении рукописи: аканье — асвободи, иканье — илико и т. п.

Что представляет собою этот текст в жанровом отношении? Ответить на этот вопрос помогает обращение к «Уставу Московских святейших патриархов российских от создания мира 7176, а от рождества Христова 1668 и поныне в точности соблюдаемого в первопрестольном московском Большом Успенском соборе»:

«По совершении службы патриарх осенял крестом государя и здравствовал ему длинною речью, которая заключалась следующим: Дай господи! Вы государь-царь и великий князь [имярек], всея Русии самодержец, здоров был с своею государынею царицею и великою княгинею, а нашею великою государынею и с своими государевыми благородными чады, с царевичами [имярек] и с царевнами [имярек], и с своими государевыми богомольцы, с преосвященным митрополитом, и со архиепископы, и с игумены, и с бояры, и с христолюбивым воинством, и с доброхоты и со всеми православными Христианы. Здравствуй, царь-государь, нынешний год и впредь идущия многия лета в род и во веки» 16.

В жанровом отношении наш текст не одинок. Сохранились древнейшие образцы подобных приветствий. Уже в летописании XII в. нашел отражение русский обычай пожелания радости и здоровья князю. Напомним известные страницы Киевской летописи: «В лето 6708. Сверши стену ту месяца сентября в 24 день на страсть святыя первомученицы Феклы.

В тот день приеха в монастырь великий князь Рюрик... и постави кутью у святого Михаила и молитву произнесе о приятии труда потщания своего... и створи пир не мал и трапезу со приготовлением и накорми игумены и со калугеры и всякого чина церковного и подари вся яже от первых даже и до последних не токмо ту сущая, но и прилунившаяся... игумен же Моисей и вся братия яже о Христе всегласно похвалиша бога и св. Михаила, и великого князя здоровье яко едиными усты глаголюще... писание приими акы дар словесен» 17.

В XVII в., при царе Алексее Михайловиче, существовал обычай «говорить заздравную чашу о государском здоровье» 18.

Наш текст стоит в ряду этикетных приветствий, соотнесенных с определенным чином, созданным в XVI в.

С именем Ивана Грозного связаны два текста, опубликованные В. И. Малышевым: Многолетие Ивану IV и Заздравная Ивану IV 19.

Текст приветствия сборника БАН, Архангельского собрания, но сравнению с ними отличается большей конкретностью и хронологической определенностью, являясь одним из любопытных «литературных документов», отражающих эпоху Ивана Грозного.


Комментарии

1. Сердечно благодарю Н. С. Демкову за указание этого текста и за советы при подготовке публикации.

2. Текст публикуется по правилам ТОДРЛ.

3. А. И. Копанев, М. В. Кукушкина, В. Ф. Покровская. Исторические сборники XV-XVII вв. Описание рукописного отдела БАН СССР, т. 3, вып. 2. М.-Л., 1965, с. 129; М. В. Кукушкина. Новый список Повести о Псковском взятии, — ТОДРЛ, т. XVI, стр. 473, 474, 475.

4. К. Я. Тромонин. Изъяснения знаков, видимых в писчей бумаге... М., 1844, XIX, № 320.

5. Там же, CXXXI, № 1818.

6. Там же, CXXXI, № 1805.

7. Там же, CVII, № 1520.

8. А. И. Копанев, М. В. Кукушкина, В. Ф. Покровская. Указ, соч., стр. 129.

9. ПСРЛ, т. 13. М., 1965, стр. 225, 226, 227.

10. Там же, стр. 328.

11. Там же, стр. 239.

12. Там же, стр. 283.

13. Там же, стр. 374.

14. Там же, стр. 299.

15. Там же, стр. 305.

16. Николай Новиков. Древняя Российская Вивлиофика. М., 1789, X, 8.

17. ПСРЛ, т. 2. М., 1962, стр. 712.

18. Ив. Румянцев. Никита Константинов Добрынин. Сергиев Посад, 1816, прил., стр. 7, 8. Сведения об этом находятся в челобитной холопа Васьки Прокудина на имя царя Алексея Михайловича о Никите Добрынине, написанной в 1664 г., излагающей события 1663 г.

19. В. И. Малышев. Отчет об археографической командировке на Печору 1958 г. — ТОДРЛ, т. XVI. М, — Л., 1960, стр. 519-520. Искренне благодарю Я. С. Лурье, указавшего мне эти тексты.

Текст воспроизведен по изданию: Неизвестный текст приветствия Ивану Грозному // Памятники культуры: новые открытия. Письменность, искусство, археология. Ежегодник, 1974. Л. Наука. 1975

© текст - Азволинская И. Д. 1975
© сетевая версия - Strori. 2015
© OCR - Николаева Е. В. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1975