НОВГОРОДСКАЯ «ОБОДНАЯ» ГРАМОТА 1511/12 ГОДА

Публикуемый документ происходит из архива мелкого поселения торгового или промыслового типа – ряда, довольно распространенного в Новгородской земле в конце XV–XVI вв. Список этого документа сохранился в составе дел Новгородской приказной избы и был представлен старостой Едровского ряда Василием Кузьминым при его совместной с ямскими охотниками Едровского яма челобитной в январе 1599 г. Суть их прошения состояла в разрешении их спора о правах владения рыбными ловлями в Едровском озере. Приказные, справившись с писцовыми книгами, не обнаружили упоминаний о владельческой принадлежности этого небольшого («вдоль 3 версты, а поперег полверсты») озера. В доказательство своих исконных прав на него рядовичи представили список межевой грамоты 7020 г. межевания Андрея Зезевитова, сказав про подлинник «что деи у них подлинную грамоту взяли в новгороцкой розгром, как государь был в Великом Новегороде», то есть в 1570 г. (РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Новгороду, № 1562/43285. Л. 10-14). Дело не имеет конца, и как был разрешен спор остается неизвестным.

Документ любопытен как по содержанию, так и по форме. По смыслу он является чем-то вроде судного списка, поскольку содержит прения сторон и показания свидетелей-старожильцев, поддерживающих одну из сторон. Однако грамота – в отличие от судной или правой – не заканчивается приговором или переносом дела в более высокую инстанцию. Хотя в процессе разбирательства была выяснена правота рядовичей, спор исчерпывается не обвинением группы детей боярских, а размежеванием их земли с землями рядка. Несомненно, это связано с одинаковым юридическим статусом этих земель – все они являются великокняжескими, и с точки зрения средневекового юриста здесь не было столкновения владельческих интересов.

Интересны некоторые хронологические выкладки, которые можно произвести на основании данных «ободной» грамоты. Старый» помещик Патрикей Топорков, по собственному заявлению, получил поместье от Ивана III в 7001 (1492/93) г. На год ранее этого по приказу великого князя был создан Едровский ряд. Дети боярские, выступившие стороной в споре, получили свои поместья значительно позднее, в период между 1499 г. (о чем говорит отсутствие их имен в писцовой книге Деревской пятины) и до 1511 г. Прежний помещик, известный деятель рубежа XV–XVI вв., князь Василий Данилович Холмский [11] был арестован в ноябре 1508 г., однако нет твердой уверенности, что он не потерял своих новгородских земель (малопривлекательных с московской точки зрения) еще ранее (О нем см.: Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV–первой трети XVI в. М., 1988. С. 112, 113).


1511/12 г. – Межевая («ободная») грамота Андрея Зезевитова земле Едровского ряда с поместьями детей боярских Михайловского погоста Деревской пятины.

Снимок списка с ободной грамоте Ондрея Зезивитово.

Став на земли 1 на Едровском поле Ондрей Зезевитов.

Тако рекл Фетко Емельянов, да Иванко Нефедьин, да Манулко Ильин сын и все рядовичи Едровского ряду: Жалоба нам, господине, на детей боярских на Некраса на Маланьина да на его детей, на Василья да на Дементея, да на Гришу на Якимова сына Ногина, да на Михаила Ногина, да на Степана на Митина сына, да на Неклюда на Теглева. Те, господине, дети боярские у нас землю отымают силно Едровского ряду поле да и в озере в Едром ловищ не дают.

И Ондрей спросил детей боярских Некраса Маланьина да его детей Василья да Дементея, да Михаила Ногина, да Гриши Якимова сына Ногина, да Степана Митина сына, да Неклюда Теглева: Почему вы ту землю отымаете у рядович да озера лишаете?

И дети боярские тако рекли: Тою, господине, землею и озером пожаловал нас князь великий.

И Ондрей спросил Фетка Емельянова, да Иванка Нефедьина, да Манулки Ильина да и всех рядович Едровского ряду: Называете вы ту землю своею землею Едровского ряду, да и в озери ловища называете своими ловищами; кому то ведомо, что то земля ваша?

И Федко Емельянов, да Иванко Нефедьин, да Манулка Ильин и все рядовичи тако рекли: То, господине, земля Михайловского погоста захожая, и князь великий на той земли нам велел и ряд поставити. И мы, господине, на той земли захижие 2 у озера у Едрова и ряд поставили да и поля роспохали, да и ту землю пашем. А тому, господине, уже дватцать лет.

И Ондрей спросил Фетка Емельянова, да Иванка Нефедьина, да Манулки Ильина да и всех рядович: Кому у вас то ведомо, что та ваша земля, а пашете ей дватцать лет?

И Федко Емельянов, да Иванко Нефедьин, да Манулко Ильин и все рядовичи тако рекли: Ведомо, господине, старому помещику Патракею Топоркову да великого князя крестьяном Стреглинские волости Микулки Федорову сыну, да Селивану Олферьеву сыну, да Демеху Онкипову сыну Пипину, старости стреглинскому, да Петру Исакову – тем, господине, то ведомо. [12]

И Ондрей спросил Патрекия Топоркова да и крестьян великого князя Микулы Федорова сына, да Селивана Олферьева сына, да Демеха Онкипова сына Пипина, старосты стреглинского, да Петра: Скажите в божию правду по крестному целованью, куды та земля тянет, и хто ей пашет?

И Патрекий Топорков да и крестьяни великого князя Микула Федоров сын, Селиван Олферьев, Демех Онкипов сын Пипина и староста стреглинский да Петр Исаков тако рекли: Мы с рядовичи живем межу о межу и то нам ведомо как тот рядок стал, а уже, господине, дватцать лет, а пашут ту землю рядовичи.

А Патрекий Топорков тако рекл: Уже мне, господине, девятнатцать лет, как за мною помесье от великого князя, а живу с ними межу о межу, а пашут, господине, ту землю рядовичи.

И Ондрей спросил детей боярских Некраса Маланьина да его детей Василья да Дементея, да Гриши Якимова сына, да Михаила Ногина, да Степана Митина сына, да Неклюда Теглева: Почему отнимаете у едровских рядович землю к своим деревням? Кому то ведомо, что та земля к вашим деревням?

И дети боярские тако рекли: Пожаловал нас князь великий Михайловским погостом да и тою землею Едровского ряду, тем поместьем, что было за князем Васильем Холмъским. А истари, господине, была то земля вопчая Михайловская, и наши крестьяни приезжаючи из деревень ту рядовскую землю пахали, и рядовичи приезжаючи у наших деревень землю пахали, да и за деревнями землю пахали.

И по тому ту землю рядовскую отъехал Ондрей Зезевитов от детей боярских земли и межу учинил. От ямского двора до горотка до Сопки, а от горотка межу по ямом до мху до Волуйского, да поперек мху Волуйского до дороги Пироской, да дорогою Пероскою верста, да з дороги с Пероской направо в лезговой бачаг да в дуб, от дубу черным лесом помимо Унбина и Поддубья, да поддубскою стешкою в ямчище, а от ямчищ в крекневастую сосну, что перед Углицкою дорогою стоит, от сосны через 3 дорогу Углитцкую в каменые в два суборчища, // да в Демьянское болото, да Карпинскою стешкою, что от вязовика ходят грядою вязовицкою, черезо Млевскую дорогою бором по веретие мхом внизо сукую 2 сосну, от сосны в Березовской ржавець, да в реку в Едерку к безверхой ели, да речкой Едеркой вверх в речку в Пруженку вверх, да из речки ис Пруженки в ель, что стоит у речки у Пруженки, да от ели возле луг ямской, да в погоской путь, да ис погоского путя в Белое озерко и мошок, да из мошку в Едровское озеро в Белозерскую тоню. То рядовской земля 2 межа, государьского ряду от детей боярских земли и от их деревень, а озеро Едровского ряду истари ловища вопчие, да и деревням, что за теми детми боярскими.

Ободную грамоту писал подьячей Васка Карпов.

А в грамоте припись Ондрея Зезевитово, лета 7020-го году.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Новгороду, № 1562/43285. Л. 13, 14. Список 1599 г.


Комментарии

1. В ркп.: мли.

2. Так в ркп.

3. В ркп.: перез.

Текст воспроизведен по изданию: Новгородская "ободная" грамота 1511/1512 года // Русский дипломатарий, Вып. 5. М. Археографический центр. 1999

© текст - Баранов К. В. 1999
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Русский дипломатарий. 1999