ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА КНЯЗЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ЯРОСЛАВИЧА 1507 ГОДА

Князь Федор Иванович «Ярославич» – потомок серпуховских князей, праправнук князя Владимира Андреевича Храброго, героя Куликовской битвы, и внук князя Василия Ярославича, принимавшего активное участие в феодальной войне 1440-х гг. на стороне Василия II Темного. Как известно, после победы Василия II Василий Ярославич, доводившийся великому князю шурином и четвероюродным братом, попал в опалу и в 1456 г. был заточен в Угличе, оттуда переведен в Вологду с младшими детьми, где и умер; попытка его освобождения серпуховскими боярами и дружинниками во главе с Владимиром Красным в 1462 г. провалилась. Из семьи Василия Ярославича уцелел лишь его старший сын Иван, который вместе с мачехой спасся бегством в Литву и получил от короля Казимира Клецк и другие пожалования. Его сыном и был князь Федор Иванович, взявший отчество деда «Ярославич» в качестве фамильного прозвища.

О князе Федоре известно немного. По смерти отца он унаследовал его имения (Клецк, Городок и др.). Женившись на дочери пинского князя Александре («Олена» нашей грамоты), он получил княжество Пинское, входившее на правах вассального в состав Великого княжества Литовского. Брак этот, скорее всего, был чисто династическим, – во всяком случае, детей у супругов не было. У Федора бывали земельные споры с окружающими феодалами, закончившиеся уступками с его стороны и пожалованиями в пользу бояр. После смерти Федора (выморочные земли которого получила королева Бона Сфорца) власть подтверждала его пожалования. Правда, отмечалось, что он не имел права их раздавать, но тем не менее все пожалования были подтверждены. Ученым были известны только две жалованные грамоты князя Федора, выданные в 1508/09 г, и 1518 г. 1

Грамота 1507 г. из коллекции Нижегородской ученой архивной комиссии (НГУАК) оставалась вне поля зрения ученых. Поступившая в НГУАК, вероятно, от антикваров, она не привлекла внимание членов комиссии, так как не имела отношения к Нижегородскому региону. Белорусские же историки врядли могли предполагать существование такого документа в архиве Нижегородской области. Между тем рассматриваемая грамота, на наш взгляд, представляет [63] интерес для специалистов. Во-первых она старше, чем две другие, известные ученым. Во-вторых, грамота написана собственноручно князем Федором, а также имеет подтвердительный автограф короля Сигизмунда I Старого. В-третьих, грамота достаточно полно показывает характер земельных отношений пинского князя со своим боярином. Михаил Шарап Дмитриевич – боярин из рода Нетшичей, троюродный племянник Владимира Красного, бежавший в Литву с князем Василием Верейским 2. Из текста грамоты становится ясно, что уже отец Федора, князь Иван Васильевич, пожаловал имение Шарапу на условиях его службы. Федор, подтвердив «данину» отца, в дополнение дает боярину угодья и крепостных в том же Клецком повете. Историкам Беларуси, несомненно, будут интересны упомянутые в грамоте персоналии и топонимы, а также используемые документом западнорусские диалектные лексемы («небожчик», «паркан» и др.).


1507 г. сентября 20, индикта 11. – Жалованная подтвердительная данная грамота кн. Федора Ивановича Ярославича боярину Михаилу Дмитриевичу Шарапу на имения в Клецке и Городке, с подтверждением короля польского и в. кн. литовского Сигизмунда I Старого ок. 1521 (?) г.

Я, князь Феодор Иванович Ярославич, со княгинею своею Оленою чиним знаком и то сим нашим листом, хто на него посмотрит, а любо чтучи его въслышит. Бил нам челом боярин наш пан Михайло Шерап Дмитреевич, што быхмо ему листом нашим потвердили на тое именье, што отец наш небожчик князь Иван дал ему именье в Клецку на имя Сухличи, што Веденок держал, з людми и з их землями и остров Раков з людми ж, што Веденок же держал, и которые земли Коленко держал со всим с тым, как ся тыи земли старины мели. И мы ему тую данину отця нашего потвержаем сим нашим листом вечно и непорушно и его жене и 3 ихх 4 детем и 3 их щядком з землями пашными и борътными, и с сеножятми, и з гаи, и з дубровами, и з реками, и с 3 ставы, и з маины 5, и со всими иныними входы, што к тому имению верхуписанному здавна прислуха есть. А еще есмо его пожаловали, дали есмо ему дворец наш в Городку на имя Векаревичи, што Яцько Передряка держал, со всим, ничего на себе не оставляючи, окроме выменяючи – вынели есмо на себе звериныи ловы, а бобровый гоны. И теж дали есмо ему в Клецком повете в селе в нашем в Кошманчичех четыри человека 6 на имя Копачевичя, а Влазовичя, а Игната, а Салеевичя з их землями, што к тым землям старины прислухал. И теж дали есмо ему месце в городе, где ему собе хоромы поставити. И теж дали есмо ему двор в паркане Клецком, а огород за парканом. И теж дали есмо ему в Городку месце в городе, где ему хоромы поставити, а двор в месте городецком. А дали есмо ему тыи имения и тыи месця в городех и дворы в местех верхуписанных вечно и непорушно ему и его жене и 3 их детем и 3 их щядком. А мают они нам служити с тыми именьи [64] верхуписанными мне и моей княгини и нашим детем и нашим щядком. А естьли Бог нам не дал детей, тогды после моего живота и после княгини моей живота мают служити осподарю нашему королю его милости и великому князю литовскому. И на то дали есмо ему сей наш лист потверженый.

А писал есми сей мой лист своею рукою, а для лепшей твердости печять есми свою привесил к сему моему листу.

Писан в Клецку, в лето по семой тисячи 16, индикта 11, месяця сентебря 20 день.

ГАНО. Ф. 2013. Оп. 602а. Д. 181. Подлинник: 210 Х 300.

Грамота представляет из себя сложенный вчетверо пергаменный лист; по местам сгибов есть небольшие следы попадания влаги. Текст грамоты написан коричневыми чернилами; под текстом подтвердительная запись черными чернилами: «Sigizmundus Rex» и вензель увенчанный крестом. На обороте грамоты полустертые пометы латинскими буквами и наведенная более поздними чернилами дата: «1516» (вероятно польский архивариус принял древнерусский хронологический отсчет «от сотворения мира» за дату «от рождества Христова»). К грамоте привешена на витом малиновом шнуре круглая восковая печать в виде шара с изображением всадника и надписью: «Сия печать князя Феодора Ивановича Ярославича».


Комментарии

1. Дворниченко А. Ю. Русские земли Великого княжества Литовского (до начала XVI в.) // Очерки истории общины, сословий, государственности. СПб., 1993. С. 113; Кром М. М. Меж Русью и Литвой. М.,1995. С. 103, 104.

2. Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV– первой трети XVI в. М., 1988. С. 257 (схема 24).

3. В ркп. пропущено.

4. Так в ркп.

5. В ркп. вторая буква читается неуверенно.

6. B ркп. пропущено: ка.

Текст воспроизведен по изданию: Жалованная грамота князя Федора Ивановича Ярославича 1507 года // Русский дипломатарий, Вып. 3. 1998

© текст - Пудалов Б. М. 1998
© сетевая версия - Тhietmar. 2014
© OCR - Андреев-Попович И. 2014
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский дипломатарий. 1998