НОВЫЙ ИСТОЧНИК ПО ИСТОРИИ НАГОДЧИНЫ

О том, сколь глубоко в историю уходят корни нагодчины, ранее можно было только догадываться, так как все известные до последнего времени источники по истории этого самобытного рязанского явления не выходили за рамки XVI столетия 1. С находкой публикуемого ниже документа становится ясно, что передача рязанскими монастырями своих вотчин на оброк светским феодалам (что мы условно называем «монастырской нагодчиной») имела место уже в середине XV в. 2 Однако обнаруженная запись солотчинского игумена Илариона не просто отражает сам факт нагодчины, но и фиксирует процесс обмена монастырской земли держателями нагодчины, тем самым расширяя наши представления о правах последних в отношении оброчных вотчин.

Датировка публикуемой записи обусловлена следующими факторами. Известно, что Иларион был игуменом Солотчинского монастыря в период правления рязанского великого князя Ивана Федоровича (1427–1456 гг.). В частности, на его имя оформлена дошедшая до нас жалованная пэамота на село Филиповичи с уездом 3. Из позднейших подтвердительных жалованных грамот 1556 [6] и 1607 г, а также записей в монастырской вкладной книге 1691 г. мы узнаем, что на имя Илариона были оформлены еще две грамоты Ивана Федоровича – одна на Рыкову заводь и Мощеное озеро, а другая на деревню Дор Маслово с пустошами 4. Вместе с тем, из этих же источников следует, что во время княжения Ивана Федоровича настоятелями Солотчинского монастыря были, как минимум, еще три игумена. В самом начале его княжения закончилось длительное игуменство Мартирия 5. Затем в качестве солотчинского игумена упомянут Гурий. На его имя была оформлена грамота великой княгини Софии (дочери Дмитрия Донского и вдовы рязанского великого князя Федора Ольговича) 6. Судя по всему, это пожалование состоялось в ближайшие годы после смерти Федора Ольговича (1427 г.). Наконец, еще одним солотчинским игуменом в период княжения Ивана Федоровича источниками назван Арсений 7. Как видим, место Илариона в ряду названных солотчинских настоятелей за 1427–1456 гг. может быть установлено лишь предположительно. Последовательность игуменств Мартирия и Гурия особых сомнений не вызывает, условно их можно отнести к начальному периоду княжения Ивана Федоровича. Что касается Илариона и Арсения, то на имя первого было оформлено большее количество грамот, а следовательно период его игуменства был более длительным и, судя по всему, приходился на основной срок княжения Ивана Федоровича. Поэтому наиболее предпочтительней выглядит версия о том, что Иларион был солотчинским игуменом после Гурия, но до Арсения, то есть где-то в 30-х – первой половине 50-х гг. XV в.

Держатели нагодчины Григорий Давыдович и его сын Федор происходили из местного служилого рода Таптыковых. Между 1427 и 1456 г. Григорий Давыдович получил от рязанского великого князя Ивана Федоровича тарханную грамоту на свои вотчины в Рязанском княжестве. В 1472/73 г., по-видимому, уже после смерти Григория Давыдовича его сыну Федору была выдана аналогичная грамота великого князя Василия Ивановича 8.

Наиболее важными при определении даты записи являются сведения о [7] рязанском епископе Ефросине Звенце, променявшем Таптыковым свое село Фефиловское за солотчинское село Долгий Мост. В марте 1461 г. Ефросин принимал участие в поставлении тверского епископа Геннадия, а в апреле того же года участвовал в поставлении на митрополию ростовского архиепископа Феодосия Бывальцева. Умер Ефросин Звенец зимой 1462 г. 9 Точная дата поставления Ефросина на Рязанскую епископию не известна. Однако в летописном перечне рязанских владык его предшественником назван никто иной, как Иона – первый автокефальный русский митрополит, избранный 15 декабря 1448 г. 10 Несомненно, Ефросин был поставлен в рязанские епископы вскоре после избрания Ионы, то есть в самом начале 1449 г.

Итак, при датировке публикуемой записи в качестве верхнего хронологического рубежа выбираем дату поставления Ефросина в рязанские епископы (зима 1449 г.). За нижний хронологический рубеж условно принимаем дату смерти рязанского великого князя Ивана Федоровича (весна 1456 г.), на период княжения которого приходилось игуменство Илариона.


1449-56 гг. – Запись иг. Солотч. м-ря Илариона о ежегодной выплате десятины м-рю Григорием Давыдовичем (Таптыковым) и его сыном Федором с вымененного ими у рязанского епископа Ефросина (Звенца) с. Фефиловское за бывшее за ними в нагодчине с. Долгий Мост в Рязанском княжестве.

Списки с меновных 11 грамот слова в слова 12.

Се яз, игумен солодшенский Ларивоней, погодав есме с своею братьею с старцы, и дали есме Григорью Давыдовичю и сыну его Федору село у святаго Николы Долгий Мост. И имали есме с того села десетину на год по десяти алтын. И Григорей Давыдович и сын его Федор, доложа мене, игумена Ларивонья, менили то село Долгий Мост со владыкою с Ефрасимом на Фефиловское село. И мне, игумену Ларивонью, и моей братьи старцом, или после мене будет иный игумен, и нам у Григорья и у его сына у Федора имать та десятина с Фефиловского села, что есме имывали з Долгаго Мосту, по десяти алтын на год. А мне, Григорью Давыдовичю, и моему сыну Федору Григорьевичю давать нам та десятина по десяти алтын на год с того села Фефиловского игумену Лариванью и его братьи старцам, или паки после его будут кои иныи игумены, и нам тем давать та десятина.

А подлинную грамоту писал великаго князя дьяк Василей Вахнин.

А запечатали Григорей Давыдович и сын его Федор одною печатью своею 13.

РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 2375/41993. Б/п. Список 1670-х гг.


Комментарии

1. О нагодчине и ее видах (княжеская и монастырская) см.: Антонов А. В. Из истории нагодчины в Рязанской земле // РД. М, 1998. Вып. 4. С. 152–158.

2. Небольшой отрывок с текстом публикуемого документа был обнаружен нами среди смешанных столбцов (россыпи) по Рязани. Тексту записи предшествует фрагмент с изложением челобитной архимандрита Солотчинского монастыря Протасия, из которой следует, что в 1627–1629 гг. рязанские писцы ошибочно «написали пустошь Фефиловскую иным именем – пустошью Толстиковою, <...> а та пустошь Фефиловская у выписи и в книгах не справлена. А власти в монастыре были частые переменъные и монастырю ничего не прочили, и о той пустоши Фефиловской великому государю по се число побить челом было некому. И великий государь пожаловал бы их, велел тое их монастырскую старинную вотчину пустошь Фефиловскую справить к монастырским вотчинам по-прежнему». Публикуемая запись была представлена в Поместный приказ в подтверждение владельческих прав монастыря па указанную пустошь. К сожалению, дата самого дела в обнаруженном отрывке отсутствует. Согласно сведениям П. М. Строева, архимандрит Протасий управлял Солотчинским монастырем в 1663–1680 гг. Подьячий Семен Струков, справивший список, в этом качестве упомянут в 1672 г. (тогда он писал указную грамоту тому же Солотчинскому монастырю), с 1676 г. он уже дьяк (Веселовский С. Б. Дьяки и модъячие XV–XVII вв. М, 1975. С. 498). Таким образом наиболее вероятным временем возникновения этого дела следует считать начало 1670-х гг.

3. АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 328.

4. РГАДА. Ф. 1209. Столбцы по Рязани, № 477/41103. Б/ц (грамота 1556 г. апреля 20); АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 341. С. 364 (аналогичная грамота 1607 г. апреля 28 – «Да князь великий Иван же Федорович придал Солотченского монастыря игумену Лариону <...> Рыкову заводь да Мощеное озеро...»), № 341а. С. 368 (вкладная книга 1691 г. Л. 52 об. – «Да он же князь великий Иван Федорович придал в дом Пречистыя Богородицы на Солотчю <...> пустошь Сончаковскою да Неторскую поляну и деревню Дор Маслову поляну <...> при игумене Иларионе»).

5. АСЭИ. М, 1964. Т. 3. № 341. С. 364 («Да князь великий Иван же Федорович придал Святому Ивану игумену Мартирью землю бортную с поземом...»).

6. Там же. № 341а. С. 367 (Л. 52 – «Великая княгиня София придала в дом Пречистыя Богородицы на Солотчу борть на Михайлове горе <...> при игумене Гурии»),

7. Там же. С. 368 (Л. 52 об. – «Да он же князь великий Иван Федорович рязанский придал в дом Пречистыя Богородицы на Солотчу людей своих и в селех всякия пошлины им отдал при игумене Арсении»).

8. Беликов В. Ю., Сметанина С. И. Акты светского феодального землевладения Великого княжества Рязанского XV в. // CA. 1991. № 5. С. 93; АСЗ. М., 1997. Т. 1. № 277. С. 252, 256, 257. Обратим внимание, что примерно в то же время на Рязани действовал полный тезка Григория Давыдовича Таптыкова, происходивший из рода Шиловских и бывшим при Иване Федоровиче окольничим. Но в отличие от Таптыкова Григорий Давыдович Шиловский имел сына Василия (см.: АСЭИ. М., 1964. Т. 3. № 352, 354).

9. АИ. СПб., 1841. Т. 1. № 68; ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 214, 215.

10. ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 23, 204; также см.: Лурье Я. С. Две истории Руси XV века. СПб, 1994. С. 93–108 (§ 8. Судьба митрополии во время феодальной войны).

11. В ркп.: меновых.

12. Очевидно, что заголовок относится к нескольким документам; в ркп. вслед за публикуемой записью идет текст ее противня, концовка которого утрачена: Се яз, игумен солодшенский Ларивоней, погадав есмя (с) съвоею братьею с старцы, и дали есмя Григорью Давыдовичю и его сыну Федору село у святаго Николы Долгий Мост. И имали есме с того села десяти... (обрыв листа).

13. В ркп. на обороте: Солотшенского монастыря архимадрит Протасей подлиныя грамоты к себе взял, а к сему списку руку приложил. С подлинною справил Сенка Струков.

Текст воспроизведен по изданию: Новый источник по истории нагодчины // Русский дипломатарий, Вып. 6. М. Памятники исторической мысли. 2000

© текст - Антонов А. В. 2000
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Андреев-Попович И. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Русский дипломатарий. 2000