МАТЕРИАЛЫ ЛАНГАНСА О КУЛЬТУРЕ И БЫТЕ БУРЯТ

Публикуемые в настоящем сборнике историко-этнографические материалы о бурятах по времени написания относятся к последней четверти XVIII в. и представляют собой извлечения из оставшегося в рукописи сочинения Ф. И. Ланганса «Собрание известий о начале и происхождении разных племен и иноверцев в Иркутской губернии обитающих, о преданиях между ними сохранившихся, о достопамятных происшествиях и о законе и обрядах их» 1.

История этого труда вкратце такова.

В 1783 г. по новому административно-территориальному делению Восточная Сибирь выделилась в самостоятельное наместничество во главе с генерал-губернатором. Для топографического описания этого наместничества в Иркутске была учреждена специальная комиссия в составе Иоганна Эриха (знатока монгольского и калмыцкого языков), заведующего архивными работами Лобусевича и председателя первого департамента Верхней Расправы, надворного советника Франца Лантанса.

Помимо топографических работ, на комиссию была возложена и другая задача — составить сводное историко-этнографическое описание аборигенов Восточной [146] Сибири. В изданном по этому поводу указе от 1784 г. Иркутскому генерал-губернатору предписывалось: «...Избрав честного и сведущего человека препоручить ему собрать сведения о начале и происхождении живущих в вверенных ему губерниях разных племен иноверцев, также и о достопамятных между ними произшествиях: равномерно о законах их и обрядах поелику иные к объяснению их истории относиться могут, наведываясь о всем том от их духовных старожилов и от всех, от кото таковые известия получить будет возможно, и все сии сведения, а при том предания между ними сохранившиеся, сколько бы они с истиною были несообразны, описать без всякого раэбора о каждом народе порознь и таковые представить ЕЕ Императорскому Величеству на высочайшее благоусмотрение» 2.

Непосредственным исполнителем этого «царского заказа» был избран Франц Ланганс, человек по тому времени довольно образованный и знакомый с исторической литературой.

Приступая к работе, комиссия, в свою очередь, разослала начальникам провинций и областей Восточной Сибири предписания о доставке ей необходимые сведений. Получанные таким путем материалы и послужили основой для написания «Собрания известий...» Кроме того, Ланганс использовал личные наблюдения жизни и быта сибирских народов, а также труды Миллера и Палласа.

В условиях тогдашнего бездорожья и отсутствия на местах сведущих людей материалы поступали нерегулярно, вследствие чего работа над рукописью продолжалась с перерывами свыше пяти лет. Наконец, в 1789 г. сочинение было признано завершенным и 1 августа того же года отправлено в Петербург. Попала ли работа Ланганса по назначению, нам неизвестно. С образованием в 1822 г. 1-го Сибирского Комитета, ведавшего всеми сибирскими делами, она была передана туда, где и сохранилась среди его бумаг.

Вскоре эта рукопись привлекла внимание знатока сибирской старины и деятельного ее исследователя Г. И. Спасского.

В 1824 г. в издававшемся им журнале «Сибирский вестник» он поместил статью под названием «Буряты [147] или братские», материалы для которой, по признанию автора, были заимствованы большей частью из труда Ланганса. При этом некоторые разделы данной статьи, касающиеся бурятских легенд и преданий, целиком принадлежали перу Ланганса. Остальные ее разделы были значительно дополнены Спасским имевшимися в его распоряжении новыми материалами и наблюдениями.

После Спасского «Собрание известий...» постигла незавидная судьба: исследователи забыли о нем надолго. Лишь в 1950 г. о работе Ланганса появилось небольшое сообщение в статье А. И. Андреева 3. В ней речь шла главным образом не о содержании и значении рукописи как источника, а об истории ее написания.

В 1959 г. с краткой оценкой «Собрания известий...» выступил в печати Е. М. Залкинд, охарактеризовавший его как ценный источник по истории бурят XVIII в. и высказавший мысль о целесообразности его опубликования 4. Наконец, в 1962 г. труд Ланганса был использован М. П. Хамагановым при написании книги «Бурятская фольклористика» 5.

Таким образом, можно отметить, что за последние годы интерес к рукописи Франца Ланганса значительно возрос. Между тем она до сих пор остается недоступной для широкого круга исследователей, в связи с чем и предпринята публикация некоторых ее разделов, касающихся истории и этнографии бурятского населения.

«Собрание известий...» состоит из 13 глав и одного «Прибавления к 10 главе о Якутах» и содержит описание хозяйства, социальных отношений, быта и культуры эвенков, ламутов, юкагиров, коряков, покачинцев, карагинцев, чукчей, камчадалов, коряков, оматорцев, якутов, бурят и монголов. Кроме того, в ней приводятся данные о численности отдельных народов, показаны районы их обитания и сообщаются некоторые сведения из истории этих народов. Известный интерес представляют также сообщения о первых сношениях аборигенов края с русскими казаками.[148]

Бурятам посвящена самая большая, двенадцатая глава работы под названием «О бурятах или братских особливо». В ней автор описывает почти все стороны жизни бурятского народа; язык, нравы, обычаи, жилища, посуду, одежду, праздники и увеселения, воспитание детей и обряд женитьбы, хозяйство, родовое управление, нормы обычного права, ламаизм и шаманство и т. д.

По ценности и достоверности содержащихся материалов «Собрание известий...» можно сравнить с широко известными трудами участников Академических экспедиций XVIII в. — Г. Ф. Миллера, И. Г. Гмелина, И. М. Георги и С. П. Палласа Это одна из тех немногих работ того времени, которая была написана не торопливой рукой путешественника, на короткий срок занесенного в незнакомую ему Сибирь, а человеком, долгое время прожившим здесь и хорошо знавшим хозяйство, быт и культуру обитателей этого края, в частности бурят.


Комментарии

1. Рукопись была составлена Лангансом всего в двух экземплярах, один из которых хранится ныне в фондах Центрального Государственного исторического архива в Ленинграде (ЦГИАЛ) — ф. 1-го Сибирского комитета, оп. 1, д. 300. Другой, по свидетельству П. И. Каралькина, находится в Красноярском государственном краевом архиве — ф. Спасского. (См.: П. И. Каралькин. Об архиве Г. И. Спасского. «Сов. этногр.», № 4, 1956, стр. 16.)

2. ЦГИАЛ, ф. 1-го Сибирскою комитета, оп. 1, д. 300, л. 244.

3. См.: А. И. Андреев. Топографические описания и карты сибирских наместничеств 1783—1794 гг. и работы, связанные с ними. «Вопросы географии», № 17, 1950, стр. 203-218.

4. См.: Е. М. Залкинд. О некоторых источниках по истории бурят XVIII в. «Краткие сообщ. Бурятского компл. научн-исслед. ин-та СО АН СССР». Вып. 1. Улан-Удэ, 1959, стр. 103-108.

5. См.: М. П. Хамаганов. Бурятская фольклористика. Улан-Удэ. 1962, стр. 60-69.

Текст воспроизведен по изданию: Начало русской колонизации бассейна р. Уды // Этнографический сборник, Вып. 4. Культура и быт народов Бурятии. Улан-Удэ. 1965

© текст - Ким Н. В. 1965
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
©
OCR - Halgar Fenrirrsson. 2011
©
дизайн - Войтехович А. 2001
©
Этнографический сборник. 1965