№ 95

1656 г. июня 29. — Грамота царя Алексея Михайловича гетману войска Запорожского Богдану Хмельницкому о намерении принять Молдавию в русское подданство и об отправке царских послов И. И. Баклановского и дьяка П. Жмакина 202 в Молдавию для приведения к присяге господаря Георгия Стефана

/л. 58/ Божиею милостию от великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца (... п. т.), нашего царского величества войска Запорожского гетману Богдану Хмельнитцкому и всему войску Запорожскому наше царского величества милостивое слово 203.

Писали к нам, великому государю к нашему царскому величеству, вы (Исправлено из: ты), гетман Богдан Хмельнитцкои и все войско Запорожское, что вы, служа нам, великому государю, Стефана, воеводу воложского, до того вели, чтоб он нашему царскому величеству поклонился и послов своих прислал. И за некоторыми причинами тому досех времен (Исправлено из: мест) статись было невозможно. И после того, за вашим (Исправлено из: твоим) частым писаньем к Стефану, воеводе молдавскому (Исправлено из: воложскому), послал к нам, великому государю, он,

Стефан воевода, послов своих: сучавского митрополита Гедеона да логофета Григоръя Ненула, через которых писал он и к вам, нашего царского величества верным подданным, чтоб естя до нас, великого государя, об них о милостивом дел их выслушанье и о скорой отправе причинились, /л. 59об./ чтоб мы, великии государь наше царское величество, для прошения вашего, верных слуг своих милостиво челобитья их выслушали, и о чем нам, великому государю, учнут бити челом, челобитья их не презрить — милостиво пожаловать, и велели отпустить, не задержав. /л. 59/ А вы и иные земли на то будете приводить, чтоб были под нашею царского величества высокою рукою. Да об нем же, Стефане воеводе, писал к нам, великому государю, еросалимскои патриарх Паисей 204, а на Москве бил челом нам, великому государю, антиохиискои патриарх Макарей, чтоб нам, великому государю, ево, Стефана воеводу, пожаловать, челобитья ево не презрить. /л. 60/

И мы, великии государь наше царское величество, по своему государскому милосердому обычаю для православные [292] християнские веры и для письма и прошенья антиохииского и ерусалимского патриархов, также и для вашего, верных слуг своих челобитья, ево, Стефана воеводу, пожаловали, посланников ево велели принять и челобитья их выслушать милостиво, и под нашу царского величества высокую руку принять его, Стефана воеводу, велели со всею Молдавскою землею. И для того послали к нему, Стефану воеводе, наших царского величества послов, думного дворянина и наместника болховского Ивана Ивановича Баклановского да д[ья]ка (Рукопись порвана, восстанавливается по смыслу) Петра Жмакина (Петра Жмакина в рукописи зачеркнуто). /л. 61/

А вас (Исправлено из: тебя), гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское, за то, что вы нам, великому государю, служите и всякого добра хотите, жалуем милостиво, похваляем. И вам бы и вперед нам, великому государю, служить; также и тех наших царского величества послов, туды едучих и назад возвратившихся, принять и отпустить со всяким споможеньем. А у нас, великого государя, служба ваша забвенна не будет.

Писана в нашем царьствующем граде Москве, лета от создания миру 7164-го июня 29-го дня.

Белые грамоты писаны на александреискои на середней бумаги. Государево имянованье писано золотом по московского, каймы без фигур. А на всех (Исправлено из: двух жалованных) грамотах подпись думного диака Алмаза Иванова без загибки, печатаны царственною большою печатью под гладкою кустодеею.

ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1656 г., д. 2, лл. 58-61. Отпуск.


Комментарии

202. Как следует из публикуемой грамоты, а также из грамоты царя Алексея Михайловича думному дьяку болховскому наместнику И. И. Баклановскому и дьяку Петру Жмакину от 30 июня 1656 г., сначала предполагалось, что русскими послами в Молдавии будут назначены И. И. Баклановский и П. Жмакин (ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1656 г., д. 2, лл. 84-87). Однако верительная грамота царя Алексея Михайловича молдавскому господарю Георгию Стефану, наказная память русским послам в Молдавии и другие документы свидетельствуют о том, что намерения правительства изменились и в состав посольства вместо дьяка П. Жмакина был включен дьяк Н. Картавцов (там же, лл. 46-49, 53-54, 79-82), а также переводчик Посольского приказа Д. Остафьев (там же, лл. 33, 40).

203. Посольство И. И. Баклановского должно было доставить молдавскому господарю жалованную грамоту царя Алексея Михайловича и 10 сороков соболей ценой по 100 руб. (там же, лл. 20, 62). Послам было также поручено доставить царские дары гетману Богдану Хмельницкому (там же, л. 22). Сведения о подготовке посольства И. И. Баклановского см. там же, лл. 1-16, 22, 24-26, 30-31, 33. Однако в создавшейся в то время сложной международной обстановке посольство Баклановского не отправилось в Молдавию. Подробности о русско-молдавских переговорах середины 50-х годов XVII в. см.: Е. Б. Шульман. Русско-молдавские дипломатические отношения в 1654-1656 гг. — «Ученые записки Бельцского пединститута», т. III, 1957, стр. 25-55.

204. Началом августа 1655 г. датируются две грамоты иерусалимского патриарха Паисия царю Алексею Михайловичу. В одной из них он просит оказать доверие молдавскому господарю Георгию Стефану и принять Молдавию в русское подданство (ЦГАДА, ф. 68, оп. 1, 1656 г., д. 1, лл. 49-55). В другой грамоте, датированной 8 августа 1655 г., иерусалимский патриарх Паисий пишет царю Алексею Михайловичу: до его сведения дошло, что «изволило царствие твое воевать Молдавскую землю и пленить». Он просит царя не допускать пролития «православной христианской крови» и оказать доверие молдавскому господарю Георгию Стефану (там же, лл. 43-48).