№ 81

1600 г. июня 1, — Письмо польского канцлера Яна Замойского вице-канцлеру Петру Тылицкому о найме в армию гусаров и казаков для борьбы против валашского господаря Михаила Храброго, угрожающего нападением на Польшу [244]

Перевод с польского

* Преподобному во Христе отцу и господину Петру Тылицкому, божьей милостью епископу холмскому и королевскому вице-канцлеру и т. д., господину и дорогому другу, заслуживающему всяких почестей.

Преподобный господин, дорогой и многоуважаемый друг!* (* -* Начало документа написано по-латыни)

Твоей милости покорнейший слуга и т. д. Последнее письмо твоей милости принесло мне огорчительное известие, что его величество король еще не решил, завербовывать ли людей на всю кварту. Настоятельно прошу, чтобы его величество решилось на это дело без промедления, так как половины суммы, как я вам уже писал, хватит вместе с прежними для уплаты жалования не больше чем 2000 вооруженных гусаров и на 1000 казаков. Что можно предпринять с таким малым количеством людей; было бы только позорно для его величества и польской короны. Даже всей суммы денег немного, так как тогда будет лишь 4000 вооруженных гусаров и 2000 казаков. Войско придется дополнять выборными рекрутами 230 и пехотой из служилых людей, из которых, как я уже писал его величеству, прошу мне разрешить взять хотя бы 200, а также из запорожцев, которые, по словам их, пойдут на это весьма охотно. Поставить над ними начальника нельзя даже и думать, так как они хотят иметь одного из своих. Твоя милость написала мне, чтобы мы поставили во главе их Голуховского, но я думаю, что он не сумеет командовать ими так, как требуется. Для них надо кого-нибудь, кто бы ими умел управлять, как господин Орысовский, которого я вытащил не без его сопротивления, так как он предпочел бы остаться спокойно дома. Если даже они его не примут, он мне сможет всегда услужить советом в этом деле. Позднее, если этого пожелает его величество и позаботится об уплате им, господин Голуховский может быть поставлен во главе их. Лучше было бы, если бы и он приехал к войскам, дабы на месте лучше разобраться в положении вещей.

Возвращаюсь к первому вопросу, чтобы [не помешало] что-либо другое. Так как Михай посмел восстать против его величества короля, нашего милостивого государя, надо его немедленно отвадить, ибо если его поступок останется безнаказанным, нужно быть готовым и к другим неприятностям как от него, так и от других, и даже, боже сохрани от чего-либо худшего, вследствие подрыва нашего авторитета этим человеком. Это придало бы смелости многим врагам его величества и Речи Посполитой, и они стали бы предпринимать дерзкие набеги. Здесь вновь я препоручаю твоей милости мои покорные услуги.

Из Замостья 1 июня 1600 года 231.

Вашей милости преданный друг и слуга Ян Замойский.

Veress, v. VI, № 111, pp. 118-119.


Комментарии

230. Выборные рекруты — по решению польского сейма в 1578 г. королевские деревни обязаны были выбирать и поставлять одного добровольного рекрута на 20 хозяйств.

231. В то время (1600-1601 гг.), когда Ян Замойский был канцлером, а Петр Тылицкий — вице-канцлером, между ними осуществлялась оживленная переписка по разным государственным вопросам (Veress, v. VI, p. 525). О связях в это время Михаила Храброго с казаками см. также его письмо от 21 августа 1600 г. дворянину Бартоломео Сомогии из Бейюша, в котором указывается, что казаки получили жалование вперед за 3 месяца (Veress, v. VI, р. 165).