№ 34

1529 г. не ранее марта 17 — не позднее мая 2. * — Наказ гонцу В. Ушакову о соблюдении русским послом в Молдавии К. Т. Замытским тайны русско-молдавских переговоров

(* Датируется по времени отпуска В. Ушакова в Литву и его возвращения в Москву)

Память Васюку Ушакову. Говорити ему от великого князя Костянтину Тимофееву сыну Замыцкого наедине и без Шемета 111.

Князь великий велел тобе говорити. Сказывал нам Федорец Гридин сын Афанасьева, слышел в Вилне, а сказывает, что то и тобе сказывал: прибежал из Смоленска в Вилну наш служилой человек, Федком зовут Голочел, можаятин, и сказывал, что будто он был у волошского посла у Думы пристав в Смоленску, и слышел бутто у волошского посла, что приходили к нам волошские послы единачитися с нами на короля 112, и в Литве говорят; а хотели бутто волошского посла обыскивати, с чем они к нам приходили, а тебя будто обыскивати не хотят; и что яз, отпущая тобя, наказывал тобе: нечто похотят тобя и волошских послов обыскивати, и ты бы те грамоты, которые посланы с тобою, которой быти моей грамоте у воеводы (См. прим. 105), и которой грамоте воеводине быти у нас, тогды истерял, как ти мочно. И ныне нечто и похотят волошских послов [102] обыскивати, и ты б тех грамот однолично не изтерял, а держал бы еси их у собя тайно, где пригоже, в платно ли бы еси их ныне в свое в каково встегал, и Шемету подьячему в каково платно встегал, чтоб как их где не знати, или бы еси инде, где им место учинил также тайно, чтоб их было не знати, нечто и тобя похотят обыскивати, и они б были не в приметном месте, где б их найти немочно, как мочно, так бы еси о них промыслил, где б тобе у собя мочно их утаити и довезти бы их до воеводы, а их бы не истеряти.

А учнут тобя в Литве пытати, которого для дела послы волошские к нам приходили и с чем ты к воеводе идешь, и ты бы про то говорил по нашему наказу, как яз тобе сам наказывал, и по записи, какова тобе запись дана явная; а которые тобе записи даны тайные, и ты б тех не говорил. Да и волошским бы еси послом ныне ту речь сказал; и нечто у них каковы будут списки или памяти о том деле наказаны, а нельзя будет им без них быти, и они б те списки и памяти дали тобе, и ты б их также у собя где тайно учинил, чтоб как дал бог о том деле у вас речей никоторых не было. А мочно будет им без которых списков и памятей быти и собя в памяти держати, и они б те записи о том деле изодрали.

Сб. РИО, т. 35, стр. 783-784.


Комментарии

111. Шемет Воробьев — подьячий, участник возглавлявшегося К. Т. Замытским посольства в Молдавию в 1529 г.

112. Поляки не без основания подозревали о существовании русско-молдавского военно-политического союза. Как отмечал современник событий королевский секретарь Станислав Гурский, молдавский господарь «привлек на свою сторону Москаля, чей мирный договор с Литвой истекал, для того чтобы совместно вести войну против Польши». Петр Рареш «тайно направил послов к Москалю, советуя ему напасть на Литву и бороться вместе против Польши» («Acta Tomiciana», v. XIII, pp. 2-3; P. P. Panaitescu, Petru Rares si Moscova, отд. отт. из «In memoria lui Vasile Pirvan», Bucuresti, 1934, p. 6).