Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

КАНТАКУЗИН К.

КАРТИНА ВАЛАХИИ

Валахия по местоположению своему и по качеству земли может справедливо считаться в числе лучших областей Европы.

Она лежит между 43 и 46 градусами северной широты и между 40 и 45 градусами долготы, по исправнейшим Российским картам.

Границы Валахии: к Востоку проток Милков и река Серет, которые отделяют ее от Молдавии; к Югу и Западу река Дунай; к Северу хребет гор Карпатских, который, отделяя ее от Австрийских провинций Банната и Трансильвании, простирается до восточного предела, то есть до протока Милкова. Сии величественные пределы окружают ее в виде овала, [145] имеющего длины от востока к западу более 350 верст, а самой большой широты 150 верст.

Горы Карпатские вообще принадлежат в Валахии; к ней также принадлежат все почти острова Дунайские, которых число велико; и сие потому, что средина Дуная издревле составляет границу, а форватер течет более к правой стороне берега.

Из числа шести больших рек, которые текут поперег Валахии и впадают в Дунай, река Алта всегда может быть судоходною, а прочие пять только при полноводии. Других не столь важных рек очень много; все вообще изобилуют рыбою, которой в Дунае может быть столько же как и в Волге. В горных Карпатских протоках замечательны форель и лосось.

На Карпатских горах находятся пространные и тучные пажити ароматных трав; миллионы овец (Пошлина, считая по 6 копеек с овцы, простиралась в 1788 году до пяти сот тысячь левов, что составляет триста тысячь рублей, а число овец простиралось до пяти миллионов; часть оных принадлежала жителям Трансильванским: - Овцы обыкновенно пасутся от С.Георгия до С.Димитрия на горах Карпатских, а в остальную часть года на лугах, или на островах Дунайских) и другого рода скотины пасутся на них во все лето. На сих горах есть великие дремучие леса, в [146] которых водятся медведи, рыси, олени, вепри и черные дикие козы; а из пернатых глухари, рябчики, тетерева и проч.

В роде ископаемых горы Карпатские столько обильны горною солью, что достало бы ее на многие веки для целой Европы, ежелиб нигде оной более не было. Нефть получается там из нарочно сделанных колодцов. Прочие богатства доныне остаются сокрыты в земном недре; но есть явные признаки руд золотых, железных и т.д.

Вся подошва гор, начиная от Фокшан до местечка Чернеца на расстоянии более 200 верст по прямой линии, покрыта виноградными садами и густыми рощами дерев плодовитых. Вообще выделывается виноградного вина в год более двух миллионов ведер (Сие известно по сумме собираемой пошлины, от ведра по 6 копеек), большею частию низкого разбора и неискусству виноградарей. Но судя по положению мест и по кряжу земли, на которой находятся виноградные сады, кажется можно бы делать такие вина, которые не уступали бы в доброте лучшим Французским. Теперь за лучшие вина почитаются Сутецкое, Драгошанское и Скаянское.

Через Карпатские горы есть только шесть дорог в Австрийские владения, и они так тесны, что с трудом может повозка проехать. Стремнины и бездны приводят в ужас путешественников. [147]

От подошвы всей цепи гор Карпатских представляется взору прелестная долина на 80 почти верст, простирающаяся до самого Дуная. По ней расстилаются в живописном виде реки и ручьи, приносящие стране обилие и прохладу. Там среди тучных полей видны большие полосы темных лесов и дубрав богатых плодами, но оставленных на попечение самой Природы. В них родятся персики, абрикосы, черешня, миндаль, Волоские орехи и смоквы. За рекою Алтою есть большие рощи диких каштанов. Тутовое дерево повсюду хорошо принимается. При благотворном правлении шелководство могло бы там соделаться одним из первых источником народного богатства; а обладание великими лесами, и особенно дубовыми превосходной доброты, представляет важной предмет по части кораблестроения.

На всем пространстве долины во многих местах пашни столь плодородны, что не редко зерно пшеницы приносит 35 и 40 зерен; а когда 20 только, то земледелец тамошний говорит, что он имел посредственный урожай. При всем етом вообще видно мало посевов пшеницы. Несправедливость и неблагонамеренность Турецкого правления исторгает у жителей все благодеяния Природы. Везде при жилищах видна кукуруза, растущая на обширных нивах, хорошо обрабатываемых. Одно зерно ее приносит до 1000; етот один хлеб спасает жителей от голоду.

Величественный вид Дуная и его окрестностей представляет самую великолепную [148] картину; но она теряет свои красоты в стране владычества варваров, в стране угнетаемого человечества! Дунай, споспешествующий благоденствию столь многих просвещенных народов, обогащающий их промышленность и приносящий изобилие к их пристаням, в пределах Валахии течет не для блага жителей.

Нет сомнения, что на столь большом протяжении берегов многие места могли бы сделаться удобными пристаньми для купеческих кораблей; на примере Браилов для судов приходящих с Черного моря, а Зимнича, лежащая напротив Турецкого местечка Шиштова, для судов идущих от Вены.

Острова и луга Дунайские доставляют великую пользу и удобность жителям Валахии. Почти весь скот их и многих кочующих жителей Трансильванских пасется там в жестокие зимы.

По естественному положению Валахия разделяется в длину на две почти равные части, на горную и на дольную; а потому климат и почва земли, по свойству сих местоположений, различны; всякое из них имеет свои особливые красоты, выгоды и богатства.

По гражданскому разделению Валахия состоит из трех главных частей: Краевской, верхней Валахии и нижней Валахии. В первой пять уездов, а в двух последних по шести. Всякой уезд имеет свой город или местечко. Сверх того есть еще [149] несколько округов, или раев, исключительно присвоенных Турками. Таковы суть: рай Браиловской, рай Юрьевской и рай Турновской.

Ныне столичный город Валахского Княжества Букорест; а прежде столицею было Тирговище. Слан (Слан слово Славянское, и значит солен) Рымник небольшое местечко, по которому герой Суворов получил проименование. Юрьев или Журжа есть по видимому то самое место, где Великий Князь Святослав имел свое пребывание, владея обоими берегами Дуная.

Волохи называют свою землю цара румыняска, то есть краем Римским, а себя Румыни, то есть Римлянами. Они говорят, ссылаясь на свои летописи, что по совершенном опустошении Валахии, через частые переходы варваров, в начале 13-го столетия один Князь, родом Румынь или Римлянин, Раду вода негру воевода Рудольф Черный, вышел из Трансильвании с многочисленными своими войсками и основал нынешнее Волошское Княжение. В начале оно было наследственное, но скоро потом сделалось избирательным; наконец усилившись имело непрестанные и часто удачные войны с Венграми, Молдаванами, Поляками и турками. Все ето, особливо же долговременное и мужественное сопротивление противу грозных тогда сил Мусульманских, дает причину думать, что Валахия была очень населена. [150]

Турки до половины 17-го столения не могли овладеть Валахиею. Не прежде 18-го века она покорена совершенно, к чему способствовали преданные Туркам рабы их, Греки Фанарские (Фанар есть предместье Константинополя, где живет сволочь коварных и корыстолюбивых Греков, недостойных носить имя ни древних предков, ни теперешних своих однородцов; ето лазутчики и наушники Турецкого Правительства. Не желая потерять в Валахии поприще грабежей, столь для них выгодное, они действуют может быть и при нынешних поступках Порты). Сии вероломные участники злодеяний Турецкого Правительства в течение ста лет привели Валахию в самое плачевное состояние, произвели в ней опустошение, и даже переменили нравы несчастных ее жителей. Народ, будучи угнетен, потерял всю бодрость и стал робким и ленивым; дворянство, потеряв из виду общественное благо, когда уже от него оное не зависело, присоединилось к Грекам Фанарским.

Всех вообще жителей полагается в Валахии до пяти сот тысячь; но верного счисления им сделать невозможно, потому что гонимые притеснениями и грабительством, они скитаются по разным местам и не надолго имеют постоянные жилища.

В Валахии вероисповедание Греческое. Суд производится по Римским законам; к ним прибавлена книга Обычай земский, которая по долговременности сделалась [151] законом. Но в таком состоянии невежества и унылости духа законы не могут сохранять ни святости своей, ни силы.

Принятая система собирать подати и вообще доходы, столь пагубна для народа, что и самые Алжирские разбойники не могли бы ничего хуже придумать. Она конечно должна разрушиться при новой вожделенной перемене.

Все, что ныне имеет Валахия по части произведений ума и рук человеческих, совсем не важно. Но что могла бы иметь она при благодетельном правлении, то всякой благомыслящий человек угадывает. Мысль сия достойна внушить участие в ее судьбе; и есть лестная надежда, что подвиги наших героев не будут тщетны для блага обитателей сего края.

15 Июня, 1810.

Одесса, К. Кантакузин.

Текст воспроизведен по изданию: Картина Валахии // Вестник Европы, Часть 52. № 14. 1810

© текст - Кантакузин К. 1810
© сетевая версия - Тhietmar. 2009
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Вестник Европы. 1810