Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 66

Письмо Н. П. Румянцева Н. П. Резанову с одобрением его деятельности в Русской Америке

29 апреля 1805 г.

Донесения вашего превосходительства получены здесь с бразильских берегов и из Петропавловской гавани 1. Последние были совершенно приятны тем, что оне изображают и благополучное плавание и внутреннее соединение экспедиции, недолго колебавшейся во взаимных расположениях. Государь император с удовольствием мыслит, что она совершит свой подвиг под руководством вашего превосходительства в том вожделенном образе, в каком вышла из Кронштата, и в каком нашлась наконец в Петропавловской гавани.

Конечно ваше превосходительство не может иначе и мыслить, что описание вашего путешествия принято было у престола с благоволением, а публикою с приятным любопытством.

Обещаемые вами государю императору сведения о Камчатском полуострове и о чукчах я также ожидаю с крайним нетерпением и, увлекаясь надеждою видеть подробнейшее о сем крае обозрение, я до того времени удержусь приступить к исполнению первоначальных ваших мыслей, дабы со всею верностию единожды навсегда постановить что-либо достойное прямых видов, представляя предварительно усмотрению монаршему.

Уважения, по которым вы решились переводчика японского языка регистратора Киселева отправить в Иркутск, очень справедливы.

Наше посольство в Китай отложено было и по уважительным причинам до нынешнего лета. Китайское правительство приняло наш вызов с приметным желанием. Посольство снаряжено в большом виде и облечено во все приличное достоинство. [119] Послом отправится известный вам президент Коммерц-коллегии граф Головкин 2. При отъезде его я не примину просить, чтобы он об успехе переговоров с пекинским двором постарался уведомить вас.

Сообща о сем вашему превосходительству, я должен к тому прибавить, что принятое вами по совету г-на Крузенштерна отступление от инструкции в разсуждении вашего прихода в Камчатку прежде Японии 3, как основанное на самой необходимости, было очень благоразумно: поелику тем сбережены товары Американской компании и понижением цен даны камчатским жителям выгоды новыя. Впрочем, нельзя иногда господствующим обстоятельствам не подчинить плана. В таком случае я полагаюсь на опытность вашего превосходительства и г-на капитана-лейтенанта Крузенштерна и на взаимной ваш совет.

Когда вы, отправя оба корабли сюда по вашему расположению, и оставаясь в Кадьяке одни, займетесь образованием колоний, мне приходит на мысль, что к видам компании близко было бы обозреть американской берег, начиная от Кадьяка до Берингова пролива. Смежность берега, исключительная, по-видимому, зависимость его от нас одних, могут обратить внимание наблюдателя на произведения тамошния и на род жителей, в числе коих, как видно из путешествия сотника Кобелева в 1779 году бывшаго 4, живут якобы русские по реке Хевьерене в острожке Кинговеи. Все сие достойно кажется того, чтобы положить там основания к сообщению и торговле. По твердности, с какою вы совершаете путешествие, и вообще по образу ваших мыслей, примечая, что дух ваш ищет славы, я думаю, что вы, действуя одни в Америке, без товарищества, проложите новой путь к личной славе, и, конечно, не выедете из Кадьяка, по крайней мере не отправя туда при себе надежных людей под вашими наставлениями. Впрочем, не стесняйтесь моими мыслями, а руководствуйтесь пользами компании.

После сего препоручения, оправдывая только себя, без намерения пенять вашему превосходительству, я не могу не жалеть, что при донесениях ваших из Камчатки, морем отправленных, не приложили вы копий с первых сухопутно посланных, в ожидании коих нельзя было ничего вам ответствовать, а оттого и упущено время. Государь однако ж, награждая сию потерю, дозволил мне отправить настоящие бумаги с нарочным фельдъегерем в Охотск.

С сим вместе имею честь препроводить всемилостивейший рескрипт, вашему превосходительству данный 5. Я обязанностию почел повергнуть начальные ваши успехи в монаршее воззрение, и государь император изволил пожаловать вам золотую табакерку с своим вензелем, повелев при том сына вашего принять в пажи Его и. в-ва ограничиваясь сим в настоящее время и благоволя к прочим чинам, экспедицию составляющим, остается во всемилостивейшем ожидании в разсуждении тех, о услугах коих по возвращении представлено будет от вашего превосходительства по вашей, а от г-на Крузенштерна по его части.

Наконец, мне осталось повторить мое желание, чтоб увидеть благополучной конец ваших трудов, которые должны увенчаться пользою отечества и собственною вашею честию, так что дружество наше вменится мне в отличие 6.

РГАВМФ, ф. 14, оп. 1, д. 284, л. 1-3. Копия. [120]


Комментарии

1. См. док. № 51, 53.

2. См. док. № 73.

3. См. док. № 41.

4. См.: Русские экспедиции..., [т. 2], с. 188-189.

5. См. док. № 65.

6. Подпись отсутствует.