Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 61

Меморандум Н. П. Резанова японскому правительству в связи с отказом в установлении торговых отношений 1

Не ранее 23 марта 1805 г. 2

Я, нижеподписавшийся всепресветлейшаго государя императора Александра 1-го действительный камергер и кавалер Николай Резанов объявляю японскому правительству:

1. Что в бытность мою в Нагасаки просил я именем всепресветлейшаго государя о торге, на которой посыланому в 1792 году Лаксману японское правительство дало позволение 3 и потому происками министра ... 4 переменило слово свое и отказало.

2. Таковой поступок принудил меня показать японскому правительству, что российскому императору немного надобно способов привесть сию империю в те правила, которых требует уважение к соседственной дружбе столь высокаго лица, каково Всероссийскаго императора всемилостивейшего государя моего.

3. Известно мне, что неприятность между двумя империями произошла против воли Тензин-кубосского величества, а едиными хитростями сказанного министра, то чтоб остановить несчастныя последствия требую я, чтоб ..., как нарушитель спокойствия народнаго, был лишен места, примерно наказан, и чтоб японский двор посредством голландской фактории доставил в С.-Петербург немедленно ко всемилостивейшему государю моему извинение, в то же время назначило на Матмае порт, в который можно приходить для торга обеих подданным не возбранно, два места для учреждения российской фактории, обещая японской империи, что утвердя торг к удовольствию обеих держав подданных, христианская религия не будет никакими наружными знаками отправляемы и все узаконения Японской империи строго будут соблюдаемы, что доказал я шестимесячным моим в Японии пребыванием.

4. Чтобы Японская империя далее северной оконечности острова Матмая отнюдь владений своих не простирала, поелику все земли и воды к северу принадлежат моему государю.

5. Японское правительство должно принять умеренность мою единым уважением моим к высокому лицу Тензин-кубосского величества.

6. В противном случае, буде никакого отзыва в С.-Петербург доставлено не будет и бездельник ... не будет наказан, то не может японское правительство ничего иного ожидать, как что вторичное неуважение заставит меня принять те меры, которые в народе будут гибельны и не возвратныя произведут потери 5.

АВПРИ, ф. Гл. архив, 1-7, 1802, д. 31, п. 37, л. 286-287. Копия.


Комментарии

1. Едва ли решение бакуфу отклонить предложение Н. П. Резанова об установлении и развитии русско-японских торговых связей было принято под чьим-то влиянием. Отказ явился результатом острой политической борьбы, развернувшейся в правительственных кругах Японии между двумя группами влиятельных чиновников. Мацудайра Саданобу, один из наиболее способных и энергичных представителей правящей феодальной верхушки, возглавлявший правительство сегуна в 1787-1793 гг. и бывший в те годы противником развития внешней торговли, высказался за то, чтобы разрешить русским вести ограниченную торговлю в Нагасаки. В расширении торговли с Россией были заинтересованы не только купцы, чиновники и промышленники Нагасаки, но и купцы Эдо, Киото и Осака. Однако бакуфу, приверженное изоляционистской политике, в своем решении опиралось на меморандум ученых из Эдо – Хаяси Дайгакуноками Дзюсай и Сибано Рицудзан Хикосукэ, которые считали, что торговля с Россией будет означать легальное проникновение в Японию православия и захват японских земель, ибо обычай русских – «под малейшим предлогом браться за оружие и этим путем занимать страны, принадлежащие другим». К тому же на позицию японцев, по мнению И. Ф. Крузенштерна и Г. И. Лангсдорфа, повлияли опасавшиеся конкуренции голландцы, всячески чернившие намерения русских в глазах бакуфу (см.: Позднеев Д. А. Материалы по истории Северной Японии..., с. 114-115, 123).

2. Цитируется по времени встречи Н. П. Резанова с представителем бакуфу Тоямой Кинсиро, состоявшейся 23 марта 1805 г.

3. См.: Русские экспедиции..., [т. 2], с. 314-315.

4. Здесь и далее имя министра не указано.

5. Подпись отсутствует.