Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 153

Рапорт камчатского коменданта генерал-майора И. Г. Петровского Александру I о прибытии на Камчатку двух торговых северо-американских судов

№ 5

Нижнекамчатск.

9 декабря 1812 г.

От 17 августа сего 1812 г. получил я из Петропавловской гавани от тамошняго частнаго начальника рапорт № 175 1, коим начальник оный рапортовал меня о прибытии в гавань оную 13-го того же августа из Кантона Соединенных Статов Американских Петра Добелло на двух морских судах, бостонцу сему принадлежащих, «Сильф» и «Брутес», с грузом разных его товаров коммерческих, а 2 сентября, явясь у меня, поименованный иностранец Добелло представил мне на англинском языке ведомость о грузе и список о экипаже судов его оных. По незнанию им российскаго, а мною природного его языков, объясняясь со мною с великою трудностию посредством лексикона на языке англинском о благонамеренном его в пользу края Камчатского расположении и заведении здесь торговли с компаниею Российско-Американскою, просил моего позволения и содействования как к разгрузке трех судов его, так и об определении ему необходимых строений к помещению груза с оных потребных, а с тем так же и особенного позволения о том, дабы по помещении груза того в гаване Петропавловской позволить ему, обратив поименованные суда его морские в место от него назначенное, отправиться самому ему, Добелло, в Санкт-Петербург для личного кому от государственного министерства дозволено будет от него объяснения о важном его плане для империи Российской полезном и для заведения основательной связи с Российско-Американской компаниею, к восстановлению в Камчатке торговли не токмо для оной надежной, но и для края Сибирскаго не безполезной.

В таковом случае я, не находя в делах камчатских комендантов ни на принятие в Камчатке иностранного купечества и ниже на позволение производить оному тут торговлю предписаний узаконенных, но соображаясь с пользою государственной и с привилегию Российско-Американской компании высочайше дарованною 2, уважая притом сколько настоящие нужды обитателей камчатских, чрез восстановление свободной здесь торговли облегчится могушие, столь паче расположение его, Добелло, выгодам государству Российскому полезное, дал частному Петропавловской гавани начальнику того ж 7 сентября мое предписание, дабы он под груз бостонца Добелло отвел немедленно прочное и удобное строение, или за неимением таковаго выстроил воинскими тамошними командами магазейн новый на таковом положении, что ежели Добелло полезно будет постройка онаго, тогда деньги от него за то поступят в удовлетворение строителей, но ежели по каким-либо обстоятельствам бостонец Добелло строения того на щет свой принять не согласится, тогда оное в ведомство казенное причислится, препоручив между тем в то самое время тому же начальнику частному, чтобы он объявил находящемуся там от Российско-Американской компании [225] камчатскому коммиссионеру мещанину Юдину – не может ли коммиссионер тот, на основании привелегии компании оной высочайше дарованной и доверенности ему от Главнаго ея правления сделанной, взять груз тот весь или хотя часть онаго на правилах коммерческих для коммерческого оным производства от компании сей?

Вследствие чего, по возвращении бостонца Добелло из Нижнекамчатска в гавань Петропавловскую, получил я 18 ноября от бостонца оного два письменныя его отзыва на российском языке от 29-го и от 31 числа октября. Первый – на имя находившегося в то время в гаване Петропавловской командира камчатскаго горнизоннаго баталиона подполковника Сибирякова, а последний – на имя мое адресованное, а с тем вместе и от комиссионера компании Российско-Американской Юдина письменное ко мне от 30 октября объяснение 3. В каковых отзывах описывал бостонец Добелло о несоглашении комиссионера Юдина на прием от него, Добелло, всего груза с кораблей его и ниже части онаго. Изъявил желание свое завести в сей гавани Петропавловской дом от имяни его торговый под управлением в делах его повереннаго и просил позволения о дозволении производить продажу товарам его оптом, прочему же купечеству, в области Камчатской находящемуся, с таковым его расположением, что следующие в государственную казну на поступающие в продажу его товары, пошлины, какую бы сумму денег оные не составляли, готов он обезпечить залогами из собственнаго его капитала или взносом в Камчатское уездное казначейство тех денег, каковыя за проданныя его на сем положении товары выручены будут, для препровождения оных из Камчатки в то место, куда по распоряжению министра финансов принадлежать оныя будут. Изъясняясь затем, что он, входя в нужды жителей камчатских, согласил в пользу края сего из служителей его четырех человек мастеровых лучших к устроению по Камчатке пильной и молотильной мельниц и к починке ружей.

Таковое иностранца сего, Добелло, благотворное к пользам служителей Камчатки расположение, как и самое прибытие его в оную с грузом товаров его, не токмо для Камчатки, но и для края Сибирскаго небезполезным признавал я случаем весьма благоприятным. Паче же соображая благость Вашего и. в-ва не токмо верноподданным, но и даже к народам империи Всероссийской соседственным, позволил иностранцу сему по желанию его производить с купечеством, в Камчатке торгующим, на правилах коммерческих оптовую продажу от 5 до 20 тысяч рублей и далее на таком положении, чтобы согласно его же, Добелло, предназначения, вырученныя за продажу таковую деньги или пушные товары и векселя, приказал бы он, по неимению здесь, на таможне и ниже тарифа взносить в обезпечение пошлин в Нижнекамчатское уездное казначейство с тем, что следующия ему из этой суммы деньги, может он всегда получить свободно там, где от Министерства финансов по желанию его назначены будут. Относительно же просимого о заведении им в Камчатке торговаго его дома и изъявления усердия его в соглашении четырех человек мастеровых его служителей для построения в Камчатке мельниц и починки ружей, отозвался ему тем, что хотя таковое благонамеренное его расположение весьма для края Камчатскаго полезно, но по настоящим камчатским обстоятельствам за неимением здесь ни земских и ниже других службы гражданской опытных чиновников, исполнить теперь не можно и, что о таковом благотворительном для Камчатки его расположении не оставлю я довести до сведения министерства российскаго, позволив затем ему отправиться и в Санкт-Петербург по его желанию.

О чем сего же числа, представив я к государственному канцлеру графу Румянцову по части Министерства иностраннаго, а также к министрам полиции и финансов и к сибирскому генерал-губернатору с представлением в подлинниках отзывов ко мне иностранца сего Добелло, по принадлежности министерств каждаго, имею щастие обо всем оном донесть Вашему и. в-ву всеподданейше, как и о том, что сей иностранец Добелло имел щастие быть уже удостоен всемилостивейшаго от Вашего и. в-ва ему пожалования алмазного перстня за полезное его капитану I ранга Крузенштерну содействование во время произведенной капитаном тем морской вокруг света экспедиции 4, и что в теперешнее его в Камчатку прибытие подарил он в Петропавловской гавани для воинских тамошних служителей и казаков некоторое количество соли, [226] каковая здесь в покупке вольной весьма дорого обходится, о каковом количестве не получил я еще ни от частного тамошняго начальника, ни от баталионнаго командира рапорта, а так же выдал сверх того безденежно же соли и областному земскому исправнику для раздачи жителям от Петропавловской гавани до селения Ключевскаго 75 пуд., о чем донес мне исправник оный от 26 ноября 1812 г. рапортом за № 464 5.

Генерал-майор Петровский.

РГВИА, ф. 1, оп. 1, д. 2999, л. 8-10. Подлинник.


Комментарии

1. В деле отсутствует.

2. См. док. № 3.

3. Указанные письма в деле отсутствуют.

4. Знакомство американского торговца П. В. Добелла и И. Ф. Крузенштерна состоялось в Кантоне, куда «Нева» и «Надежда», возвращаясь из Петропавловска с грузом РАК, зашли без разрешения китайского правительства. Когда торговые операции были закончены и суда были готовы к отходу, китайские власти наложили арест на оба шлюпа. Добелл помог И. Ф. Крузенштерну в ведении переговоров и снятии ареста, затем через Крузенштерна попытался завязать первые связи с российским правительством. В 1812 г. Добелл прибыл в Петропавловск на двух судах с товарами, в которых нуждалось население Камчатки; потом путешествовал по Сибири, посетил Петербург. Впоследствии, приняв российское подданство в 1818 г., представлял интересы России на Филиппинах, состоял на службе в Министерстве иностранных дел вплоть до своей смерти в 1852 г. (см.: Россия и США: становление отношений..., с. 548-549).

5. В деле отсутствует.