Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 32

1767 г. февраля 5.Заключение Адмиралтейств-коллегии о карте Алеутских островов, представленной устюжским купцом В.И. Шиловым 1

Объяснение,

взятое в Коллегии адмиралтейской сего февраля 5 дня от устюжского купца, бывшаго в Камчатке на тамошних морских островах, Василья Шилова и о представленной им плавания своего карте 2.

И Адмиралтейская кольлегия, разсматривая ту карту и сводя ее с картою ж капитана Чирикова как з дальнейшим от Камчатки к Америке плаванием, усматривает:

1-е. Показанная купца Шилова карта содержит в себе пространство от Берингова острова до большаго острова Аляски и по взятым на оную от него изъяснениям оказывается, что плавание ево ис того простиралось только до восточного конца острова Амля, до которого по лагу, мерянному им, Шиловым, и румбам делает 2195 верст. А от того [конца острова] Амля до южного конца ж большаго острова Аляски и с лежащими между ими другими островами, на которых он сам не бывал, но, по уверению алеутов, положено 1096 верст. А всего по той ево карте от Берингова острова до конца Аляски выходит 3291 верста.

А по карте ж капитана Чирикова яко дальнейшего плавания от Камчатки до Америке по счислению до последняго места, где он мастера Дементьева оставил 3, сочиняет 3984 версты, из сего видно, что Чириков в следование свое от Камчатских до американских островов был далее, нежели как остров Аляска обстоит. Он же, Шилов, объявляет, что в продолжение ево при Алеутских островах плавания до упомянутого острова Амля видал в сторонах от них к северу и югу еще другия острова сам, а о других от жителей слыхал, что есть их в близости от Алеутских островов на том море немало, но, не быв на них сам, на карту свою их не ставил, из чего и оказывается безсумненно то, что капитан-командор Беринг и капитан Чириков при возвратных своих от Америки х Камчатке вояжах не видали из сих Шиловым на карту положенных островов ни одного, но проходили мимо и видели те, кои им же, Шиловым, примечены были в южной стороне, потому что порожняго места на карте между положенными на карту Шиловым островами и их, Берингова и Чирикова, плаваниями и видимыми ими частьми земель пространства довольно. Однако все сие решится может по возвращении капитана Креницына, которого опись, журналы и карты подадут способ положить оные места в надлежащих пунктах.

2-е. Все те острова, при которых купец Шилов промыслы имел 4, даже до Умнака находится безлесны и гористы, называются Алеуцкими и жители на них имеют язык и обычай один с малою на некоторых островах разностию. Питаются мясом зверей морских и рыбою, а больше кореньями: кутагарником и сараною, из которых по показании ему земляных яблок – потетеса и картофеля, признал он, Шилов, ту сарану, состоящую в двух родах, за самые потетес и картофель, и объявил, что тем хлебом все руские промышленики, пребывая на тех островах у промыслов, в недостатке там хлеба питаются так, как и американцы, варя оные коренья в воде и растерши их, примешивают к ним жиру зверей морских, едят, как кашу, до сытости, не чувствуя от того болезней и иных припадков нимало. Пьют воду, а крепких питей никаких не имеют.

На всех сих островах ростет сладкая трава так, как в Камчатке, ис которой делают там вино, но лутче и сочнее той, комчатской. До табаку охотники. Скота у них, ни зверей береговых нет, а птиц разных [114] и рыб довольно, в том числе известная здесь палтусина, треска и сельди. Промышляют на тех островах одних только бобров.

3-е. А остров Умнак, на котором казак Понамарев с компаниею три зимы зимовал 5, и другие острова далее ево к востоку даже до великова леснова острова Аляски так же гористы, безлесны и многолюдныи, как и Алеутские. Жители на них язык, обычей и пропитание с Алеутскими имеют одинаков, а промысел на них довольнее Алеутских островов, потому что сверх бобров достают там промышленики лисиц черных, красных и сиводушек множество. И хотя все сии острова, как выше объявлено, безлесны, однако ж жители на свои потребности без оскудения наносным лесом довольствуются, которой приносится более от севера, с каких же бы точно земель, оное ему неизвестно, кроме нижеписанного Аляски. И оной наносной лес по умеренности тамошняго климата не употребляется для согревания их жилищ, но соблюдают оной на варение пищи и строение юрт, так же и байдарок, то есть промышленых их лодок. Между протчим в разсуждении находящихся там животных примечания достойно, что при одном только Беринговом острове водятся так называемыя морския коровы, которыя для человеческого пропитания лутче всех прочих зверей, и самое блиское сходство мясо их с говядиною имеет.

4-е. Остров Аляска, на Пономаревой карте 6 Алакшан названной, так же горист, как и протчия, но величеством своим всех протчих алеутам известных на Тихом океане островов превосходит и многолюднее их, потому что имеет на себе много рек, озер, заливов и лесу лиственичного. Звери около ево ловятся – бобры, а на нем – лисицы красныя, чорныя и сиводушки, бобры черныя, медведи черныя и алени. Величество ево простирается в долготу от юго-востока на северо-запод до 1900 верст, как о том умнацкие алеуты уверяют заподлинно.

5-е. Все те острова Алеутские, считая с первых от Камчатки до острова Амля, купец Василей Шилов видел сам, чиня на многих из них промысел бобровой, а протчия проезжая мимо в близости ставил же на карту по счислению своего пути, как выше показано, хотя в рубмах от места до места не совершенно акуратных, но разстоянии между ими измерянные лагом с надлежащим прилежанием. А далее острова Амля до островов Умнака и Аляска, хотя сам он, Шилов, не ходил и не видал, но собрал об них известие от алеутов двух человек, урожденцов островов Умнака и Шельмага, которые вывезены были в Камчатку промышлениками купца Бечевина в 1763-м году 7 и, живучи на Камчатке близ трех лет, приняли христианскую веру и научились рускому языку так довольно, что всякое известие о состоянии жития их народов и положения окрестных около их островов, получить свободно от них можно.

Сии те двое уроженцы островов Умнака и Шельмаги до возвратного их походу с Камчатки на промышленичьих ево, Шилова, судах и содержании в 1766-м году в их отечество о всех вышеобъявленных островов далее острова Умнака ему, Шилову, известие дали.

6-е. В переездах нынешних купца Шилова в островах Алеутских с острова на остров нашел он положение тех островов на румбах генеральное почти то ж, какое у казака Понамарева на карте назначено и на разстояниях между ими лагом ево, Шилова, меряных, но под именами, кроме острова Умнака и нескольких других, инными, нежели какие им от казака Пономарева надписаны, чему притчина есть следующая: когда Пономарев плыл от Берингова острова к Умнаку морем прямо, тогда не видал из Алеутских островов ни одного, а собрал оных имяна от амнаутцких 8 жителей, когда еще ни он их, ни они ево языка не знали. При возвратном же ево, Понамарева, к Камчатке пути, хотя некоторые из тех островов и видел, однако ж кажется, точных имян наложить без ошибки ему неможно, для того что все ево, Понамарева, плавание было [115] без счисления плаванных разстоянии, а Шилов был на них сам после многих, прежде ево бывших на тех островах руских промышлеников, и находил на них довольно уже алеутов, язык руской знающих, от которых известясь, точнее имена оным надписал, по большой части с Пономаревыми несходныя.

7-е. Произведение их походов и промыслов есть следующаго состояния: походы свои начали они на ближайшия от Камчатки Алеутския острова, хотя на палубных, однако гораздо ненадежных судах, по самому их наименованию, шитики, кое им дано по притчине, что вместо железных укрепленей шиты они прутьями. По распространению ж от времени до времени плавания и промыслов строение их судов дошло ныне до формы, сходной с корабельными палубными ботами, с оснасткою и канатами из пеньки вместо того, что прежде оные были деланы из кропивы. Пенька им становится в Большерецк до 20-ти рублев пуд, а пряденая для промыслов бобровых – до 25 рублев, железо от 20 до 25 рублев пуд. Таковой необыкновенной дороговизне приписать можно по большой части трудную перевоску в пути от Якуцка до Охоцка, которыя обстоят между собою в 1000 верстах, и на сем пространстве нет ни малейшаго жила, которое б, не поминая о помощи, но хотя бы пристанищем или прикрытием путешествующим служить могло. Сие почитает Колегия весьма за достойное уважения, чтоб, буде возможно, принять меры (естли выгоды тамошних мест дозволят) зделать сколько можно поселений. Нынешния их суда долготою состоят до 15 фут, а более величиною употреблять почитают за неудобные, для того чтоб во время их пребывания на островах возможно было вытаскивать оные для безопасности на берег.

Однако ж объявил он при том, что при некоторых островах есть заливы и реки, в которыя суда довольной величины входить и в прикрытии стоять могут. Что ж до большаго острова Аляски касается, то по точному уверению Алеутских островов жителей во всем оной, как выше помянуто, изобилует и потому всем выгодам к житию и содержанию человеческому, равно к приставанию больших судов и к безопасному их тамо пребыванию быть уповает, что самым делом доказывает бытие иркуцкаго купца Бечевина судна, кое долготою было 62 фут и во время зимования стояло в пространной и закрытой заливе.

Известясь же, что до мореплавания принадлежать может, не оставила Коллегия о свойстве жителей, сколько он изъяснить мог, наведаться, а имянно:

1-е. Никакого богослужения у них, ни же каких-либо законных обряд, как-то: брачных, погребательных и праздничных собрании во все ево пребывание не примечено, кроме что они на согревающее их солнце и на светящую луну всегда с приятностию смотрят. Они не имели ж никакова понятия о других народах, кроме своих соседей, думая, что они только одни на свете.

2-е. Начальства ни по выбору, ни другаго какого роду нет, а живут они семействами, в которых начальствует старшей, имея еще от нескольких родов совокупно признанного старейшину, которому они некоторое самое малое покорение показывают. Однако ж не видал он, чтоб какое-либо наказание у них производимо было, к чему почти и никаких причин нет, не имея ничего собственного, а все довольствуются обще произведениями естества, как-то: промышляя зверей и рыбу, вырывая коренье и собирая ягоды: морошку и так называемую шикшу, которой довольно ростет и в Камчатке, а похожа на голубицу.

3-е. Жилища их состоят из юртов, похожия на лопарския и камчедальския, кроме что по многосемейству большаго пространства.

4-е. Многоженство у них во употреблени и все почти многоплодны, ростом велики, цветом смуглы, здоровы и крепки, они достигают старости лет до ста и более, не ослабевая притом совершенно в крепости. [116] Нравы примечены изрядные и серца добрые, притом довольно остроумны, в чем весьма превосходят комчедалов.

Одежду носят из птичьих кож с перьями и из звериных кишок, называемые камлеи, кои употребляют в защищение от дождя.

5-е. Оружие к защищению своему и к нападению, кроме стрел, никакого не имеют, однако ж без луков, а бросают оные из дощечьки, надетой на указательной перст, разстоянием сажен на 20, коих удары 9 так не сильны, что палкою оные всегда отбить от себя можно. На острову ж Аляске имеют луки, деланные из китовых усов, перевитыя звериными жилами.

6-е. Не видали они никогда, чтоб одного острова жители между собою воевали, а примечены битвы по причине угодей в промыслах одного острова против другаго общими силами или для отнятия жен, но нападении свои делают от большей части одни на других нечаянно и врасплох, переезжая на своих байдарах на неприятельской остров во время их сна.

7-е. В гости один к другому ходят и зовут из юрта в юрт, подчивают, притом забавляются пением и пляскою, кою производят только одни женщины, а мущины сидят и тут же поют, прибивая в бубны, который состоят из натянутой на обруче звериной без шерсти кожи; в протчем никаких мусикийских 10 орудии не имеют.

На подлинном объяснении подписано:

Семен Мордвинов

Алексей Нагаев

Федор Селиванов

Иван Селиванов

Иван Г[оленищев]-Кутузов

АВПР, ф. РАК, д. 8, л. 254-257. Копия. Опубл.: Русские открытия в Тихом океане... М., 1948, с. 172-177.


Комментарии

1. Имеется в виду карта, на которой изображены Камчатка, Алеутские острова и Аляска. Сведения об этих землях были необходимы Адмиралтейств-коллегии в связи с подготовкой экспедиции П.К. Креницына на Алеутские острова. В 1767 г. в Петербург из Охотска был послан устюжский купец В.И. Шилов, доставивший в Адмиралтейств-коллегию составленную им карту (ЦГАВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 77, л. 169). Куда и когда плавал В.И. Шилов, неизвестно. Его утверждение, что он сам побывал на всех островах Алеутской гряды, включая о-в Амля, документами не подтверждается (см. док. № 32).

При составлении карты В.И. Шилов, очевидно, взял за основу «Генеральную карту Алеутских островов», составленную в 1764 г. и подписанную Д.И. Чичериным (см. док. № 26, примеч. № 9), в экспликации которой говорится, что все острова на восток, начиная с Амли и Атхи, положены со слов трех вывезенных промышленниками алеутов. Об этом же в своем объяснении говорил и сам Шилов. Кроме того, он пользовался картами В.Й. Беринга и А.И. Чирикова.

Возможно также, что он был знаком и с картой Алеутских островов, являющейся коллективным трудом промышленников, так как конфигурация Аляски на его карте очень напоминает ее изображение на карте промышленников (ЦГАВМФ, ф. 216, оп. 1, д. 77, л. 81; Атлас географических открытий, № 150, см. док. № 21, примеч. № 8).

Карта Шилова имеет важное значение, так как на ней с большей точностью, чем на карте П. Шишкина, нанесены Алеутские острова, более правильно указаны их названия.

Представляя Екатерине II карту и объяснение к ней, Адмиралтейств-коллегия отмечала, что объяснение и особенно карту «почитает не безважными, ибо хотя оная не может почесться за точную и совершенно на правилах мореописания основанную, однако для первых начал довольно изрядною» (Русские открытия, 1948, с. 171).

За труды и усердие В.И. Шилов и его компаньон И. Лапин были награждены золотыми медалями (Верх В.Н. Хронологическая история открытия Алеутских островов, с. 71).

По мнению составителей, имеются два варианта карты Шилова: первый опубликован А.И. Андреевым в приложениях к сборнику «Русские открытия» 1948 г., сама карта хранится в ЦГАДА; второй – в «Атласе географических открытий...», № 153, но ссылка ошибочно дана та же. Эта карта хранится в ЦГАВМФ, ф. 1331, оп. 4, д. 90. Подробнее см.: Алексеев А.И. Береговая черта. Магадан, 1987, с. 104-105.

2. См.: ЦГАВМФ, ф. 1331, oп. 4, д. 90; АВПР, ф. РАК, д. 926/6; Русские открытия.., 1948, приложения; Атлас географических открытий, № 153, с. 103-104.

3. См.: Русские экспедиции... в первой половине XVIII в., с. 217, 222-226, 231, 297.

4. См. примеч. № 1.

5. См. док. № 16,

6. Картой Пономарева В.И. Шилов ошибочно называет карту о-вов Умнак и Уналашка, составленную П. Шишкиным в 1762 г. (см. док. № 21, примеч. № 8).

7. См. док. № 17.

8. Над словом «амнаутцких» вписано: умнауцких.

9. Слово вписано по копии, хранящейся в ЦГАВМФ (ф. 216, oп. 1, д. 77, л. 180 об).

10. Так в документе.