Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 112

1738 г. декабря 1. – Рапорт М. П. Шпанберга в Адмиралтейств-коллегию о неудаче, постигшей бот «Св. Гавриил» при переходе от Большерецка до Охотска, и подготовке к новой экспедиции в Японию

№ 234

В Государственную адмиралтейскую колегию
репорт

Минувшаго августа 28 дня сего 1738 году по общему каманды моей со обретающимися обер- и ундер-афицеров мнению за неимением при Охоцком порте чрез моря перевознаго судна отправлен был ис каманды нашей от большерецкаго устья до Охоцка сентября 3 дня бот «Гавриил» в команде подштюрмана Ивана Верещагина. А сентября ж от 10 числа оной Верещагин репортом объявил, что сентября с 3 числа, будучи в море, за противным ветром дрейфовал в тумане сентября по 9 число, а того числа в ночи тот бот на Камчацкой земле против Крутогорова острогу стал на мель без всякого повреждения и убытка. Того ради посланными от нас служительми для спуску к будущей весне поднят и поставлен на фундамент, и для караула оставлено служителей с ундер-афицером 8 человек.

А в постановлении ево на мель вышереченным подштюрманом Верещагиным и квартермейстером Савой Ганюковым по силе ея и.в. морскаго регламента и указов, по ордиру нашему к лейтенанту Вальтону с протчими обер- и ундер-афицерами учинено следствие, а по следствию, что явитца, о том Государственной адмиралтейской колеги впредь от нас предложено будет. И за вышеписанным препятствием посланные от нас в Государственную адмиралтейскую колегию и к г-ну капитану-камандору Берингу о морском нашем сего 1738 году вояже репорты посылкою укоснели, а по силе данной мне от Государственной адмиралтейской колегии инструкции посланные те репорты, которые были от меня отправлены не роспечатав, паки ныне послать сухопутно чрез Анатырск с нарочным якуцким служилым.

А при команде нашей в зимней гаване при Чекавиной речке морские суда брегантин «Архангел Михаил» и дубель-шлюпка «Надежда» во охранени. И в том же месте для поклажи провианта и матриалов зделано нами два анбара, да пороховой погреб, да для житья афицерская караульня, да служительская казарма, да к печению хлебов и сушению сухарей в морской провиант 6 печей, а на караулах оставлено из служителей 37 человек, а достальные все обретаютца при Большерецку в благополучности. Да в Верхней Камчадальской острог послано от нас для зделания и привозу удобное число водяных бочек, понеже на то строение при Большерецку удобнаго леса не имеетца, купоров адмиралтейских – два, из сибирских плотников – два ж.

А минувшего сентября 1 дня о пути нашем нынешняго лета репортом хотя и предложено, при котором приобщен и чертеж о найденных нами японских островах 1, 2, токмо около тех островов имеютца берега каменные, утеса крутые, в море быстрина и колебание великое, и на якоре стоять грунтов удобных не имеетца и глубоко, а когда случитца большим судном к ним в близость подойтить, то с великим трудом насилу прочь можно отойтить. А при судах наших особливаго лехкова судна для выезду на острова не имеетца, того ради, разсуждая, приказал при Большерецку зделать шлюпку 16-весельную, длиною чрез штевень в 50, шириною в 11, глубиною и с палубою в 4,5 футов 3, а лес добывай на нее блись Большерецкаго острогу по рекам Большой и Быстрой как кокорник, так и протчее все березовое каманды моей служительми. И ныне та шлюпка к отделке уже приходит и станет в постройке без всякаго казенного убытку, тако ж зделано будет 4 лотки 10-весельные, таким образом, каковые имеют у себя тех островов иноземцы, и по их наречию называютца байдары, на которых удобнее выезжать для вышеписанных резонов на те острова посылаемым от нас салдатом и служилым. И для того приласкания тех народов возьмутца в команду мою в будущей вояж из [168] большерецких служилых, которые б за ясашным збором неотнократно бывали и иноземческие обхождени знать лутчее могли, около 10 человек, и на вышеписанных судах надеюсь, призвав в помощь всемилостивейшаго бога, по вскрытии льда отправитца в поверенной мне вояж без всякаго упущения. И о вышеписанном Государственной адмиралтейской колегии покорнейше репортую.

ЦГАВМФ, ф. 216, oп. 1, д. 96, л. 209. Запись в журнале исходящих документов.


Комментарии

1. Чертеж, видимо, был приложен к подлинному рапорту М. П. Шпанберга. В сборнике этот рапорт дается по журналу исходящих документов (см. док. № 110).

2. Во время плавания 1738 г. вдоль Курильской гряды М. П. Шпанберг насчитал больше островов, чем их есть в действительности, вероятно, потому, что одни и те же острова, открывавшиеся перед ним с разных сторон, он принимал за новые. На составленной им карте приведены названия 31 острова, якобы виденного им во время плавания (ЦГАВМФ, ф. 1331, оп. 4, д. 64). Попытки отождествления этих названий с современными были сделаны А. П. Соколовым и Ю. К. Ефремовым. (Подробнее см.: [Соколов А. П.]. Северная экспедиция 1733-1743 гг. – Зап. Гидрографического департамента, 1851, ч. IX, с. 347; Ефремов Ю. К. К истории названий Большой и Малой Курильских гряд. – Вопросы географии, 1951, сб. 24, с. 433-439; Греков В. И. Очерки из истории..., с. 101, 354).

3. Речь идет о 16-весельном шлюпе «Большерецк», который был построен в 1739 г. в Большерецке (длина 17,5, ширина 3,9, глубина трюма 1,6 м). В 1744 г. выброшен на берег в районе р. Большой. В некоторых документах называется ботом (Егерман Э. Путь до Япон, с. 453; Веселаго Ф. Ф. Список русских военных судов..., с. 708-709).