Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 34

1646 (154) г. не ранее июля — не позднее августа 31. 1 — Отписка якутских воевод В. Н. Пушкина и К. О. Супонева в Сибирский приказ об организации снабжения Якутского острога «судовыми снастями», ввиду недостатка их из-за частых посылок служилых людей по рекам и морю для приискания «новых землиц», и большой дороговизны снастей в Сибири.

|л. 222| Государю, царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии холопи твои Васька Пушкин, Кирилко Супонев, Петрушка Стеншин челом бьют. [145]

По твоему, государеву, указу из Якутцкого острогу посылаютца на твои, государевы, службы для прииску и приводу под твою, государеву, царскую высокую руку и для твоего, государева, ясачного збору в новые землицы на низ Леною рекою к Столбам в зимовье да в Жыганы в зимовье ж, да Леною ж на море, а морем в сторонные реки на Собачью, а Индигирка тож, в зимовье, да на Оленек в зимовье ж, да на Яну в 2 зимовья; да по Лене же на Вилюй и Вилюем вверх в 3 зимовья, да по Алдану в Бутальской острожек в зимовье, да из Алдана по Мае реке в 2 зимовья, да Маею же через волок на дальние реки на Улью да на Охоту в зимовья ж. Да из Якутцкого же острогу вверх по Лене на Олекму в зимовье, да вверх по Олекме в зимовье ж, да на Чичюйской волок в зимовье же, да под Ленской на Усть Куты и вверх Ленской Братцкой острожек, всего в 20 мест, надобно 20 дощаников со всеми судовыми снастьми. А твоих, государевых, судовых снастей и парусов мы, холопи твои, в Якутцком остроге у прежних стольников и у воевод у Петра Головина с товарыщи заехали — судовых снастей подчалов 2 и ног 3, и дрог 4, и скутовых. И по нужи ис тех же отобрано мерою 1950 сажен с полусаженью. А больши того тех судовых снастей в Якутцком остроге ничево нет. И те, государь, судовые снасти мы, холопи твои, отпустили служылыми людьми на твои, государевы, службы в дальние реки для твоего, государева, ясачного збору на Улью и на Охоту, /л. 223/ и на Маю в 2 зимовья, и по Алдану в Бутальской острог, и морем на Собачью, а Индигирка тоже, и на Оленек, и в Жыганы, и к Столбам, и по Вилюю в 3 зимовья, из Якутцково вверх по Лене на Олекму. И что ныне с отписки и вперед с твоею, государевою, соболиною казною под Ленской волок пошлетца на 15 судов, только по самой большей нуже тех судовых снастей насилу станет, опрично бечев. А бечев, государь, ничего мы, холопи твои, не заехали.

И вперед, государь, за судовыми снастьми иные твои, государевы, посылки станут — бечев и завозов, и подчалов, и шеем 5, и дрог, и ноги, и петель, и обшевен, ядрин и пагулин, и скутовых, и возжей, и конковых роков новых нет. А иные, которые немногие старые судовые снасти и есть, и те ветчаны [146] и на реках каменных, на порогах и на шыверах, и на быстредях избились. А парусы изодралися и в новой в судовой ход на те дальние реки в отпуск послать не годятся.

А что, государь, с нами, холопи твоими, из Енисейского острогу на дощаники судовых снастей и парусов было отпущено, и идучи Енисеем и Тунгускою, и Илимом рекою, по каменью на порогах и на выверах 6, и на бестредех те судовые снасти все избилися и изорвалися, а парусы изодралися. И те, государь, мы, холопи твои, судовые снасти и парусы в нынешнем, во 154-м году весною по первой полой воде с-Ылимсково волоку отпустили в Енисейской острог. А которые с собою судовые снасти и парусы немногие, перевозя за Ленской волок на Лену в Якутцкой острог и взяли, и те судовые снасти тож старые избилися и рваны, и гнилы. А парусы изодрались, и в-ыной судовой ход они отнюдь не пригодятца ж, потому что по скаске, государь, служилых людей — те де дальние реки, на которые ныне они посылаютца, и ходят года по 2 и больши. А те де, государь, дальные сторонные реки каменные, быстрые и порожистые. И они судовые снасти на целое лето не становятца. /л. 224/ А емлют всяких судовых снастей в те дальние реки, опрично ближних, на всякое судно по двои спуски.

А из Енисейского, государь, острогу всякие судовые снасти и бечевы нам давали спуски и судовой поскони 7 из гнилые. А на те, государь, дальние реки на Собачью и на Оленек, и на Ковыму, и на Олозейку, и по Алдану, и по Мае, и за волок на Улью, и на Охоту, и по Вилюю, и по Олекме надобны всякие судовые снасти, спуски и поскони добрые и здоровые, каковы торговые и промышленые люди в руских городех про себя покупают. А в Якутцкой, государь, острог с Руси и ис Тобольска в присылке никаких судовых снастей нет же. И что по твоей, государеве, грамоте, какову мы, холопи твои, приискали в Якутцком остроге в съезжей избе 148-го году по отписке прежних стольников и воевод Петра Головина с товарищи, по их росписи к ним ис Тобольска для Ленского судового ходу судовых никаких снастей и по се число в присылке не бывало же. Да в Якутцком же, государь, остроге посылали мы, холопи твои, память х таможенному голове к Первому Усачеву, а велели ему на бечевы купить прядена для нужных посылок и на аманаты им, служилым людем, для рыбной ловли сетей. И [147] таможенной голова, купя, принес к нам в съезжую избу 6 пуд прядена да 200 сажен сетей, а дал за пуд по 17-ти рублев, а за сети по 5 алтын, по 4 деньги за сажень. А ис того, государь, прядена всего будет 8 бечев по 70 сажен бечева. А ценою станет, государь, та одна бечева 12 рублев 25 алтын. А по роспросу, государь, торговых людей — устюжан Офонасья Гусельникова с товарищи, что такие бечевы на Устюге Великом они, торговые люди, меж себя покупают в рубль и в 40 алтын.

И только ты, государь, укажешь те всякие судовые снасти зделать в руских городех в Ярославле или на Вологде, или на Устюге Великом ис поскони // из доброй, потому что де, государь, всякие судовые снасти и бечевы спущать из добрых посконей лутчи и пряденова и ставятца в судовом ходу лета на 2, а ис пряденова бечева ставитца только на одно лето, и в том в твоей, государеве, казне будет прибыль. И ныне, государь, в Якутцком остроге в твоей, государеве, казне тех судовых снастей в дорогой покупке и на парусы в холстех чинитца убыль большая.

И о том что ты, государь, нам, холопем своим, укажешь.

На л. 225 об.:

Отметка о подаче отписки: 155-го генваря в 10 день подал ленской казак Костька Дунай.

Помета: Писать в Тоболеск. Велеть судовых всяких снастей и на парусы холсту послать ис Тобольска на Лену сколько пригож, чтоб на Лене за тем государеву делу мотчанья не было. Да на Лену о том для ведома писать же.

ф. Сибирский приказ, ст. № 274, лл. 222-225.


Комментарии

1. Датируется на основании содержания отписки.

2. Подчал — конец, обрывок, веревка для привязки.

3. Ноги — канаты для крепления мачты.

4. Дроги — канаты, служащие для управления парусами.

5. Шейма — якорный канат.

6. Вывер — водоворот.

7. В тексте «споскони». Посконина — холст высокого качества.