Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 140

1656 (164) г. не ранее января 1 — не позднее августа 31 1. — Отписка служилых людей Семена Дежнева и Никиты Семенова в Якутскую приказную избу о количестве моржовой кости, отправленной из Анадырского острогав Якутский, о походах для ее промысла, о недостатке служилых людей и о приказных делах Анадырского острога.

|л. 66| Государя, царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии стольнику и воеводе Ивану Павловичю да дияку Осипу Степановичю Ленского острогу служилые люди Семейка Иванов Дежнев да Микитка Семенов челом бьют.

В нынешнем в 164-м году декабря в 31 день пос[ла]ли мы, холопи государевы, государеву казну с Онандыря реки в Ленской острог — пуд кости моржеваго зубу, 4 кости без полутора фунта, да другой пуд 5 костей в пуд, а трет[ей] же пуд 5 костей, а четвертой пуд 3 кости, да 28 костей, весом 4 пуда; да соболиной ясачной казны и пластин собольих 106, да десятинных соболей 11, да 10 пупков собольих, да судных дел 8 соболей, да пластина соболья, да 16 пупков собольих, да судных же дел за пошлинные деньги 9 соболей, да 14 пупков собольих за 5 рублев за 4 алтына за 4 деньги, да соболь ясачной взят на нынешней на 164-й год с Чехчея в козке с холтом 2, да убитого же служилого человека Ивана Яковлева пуд кости моржеваго зубу, 7 костей в пуд, да десятинные 2 кости моржеваго зубу — одна кость весом 5 фунтов, а другая кость 4 фунта, да убитого же служилого человека Ивана Пуляева 49 соболей, да 4 пластины собольи, да 3 пупка соболья; /л. 67/ да мелкой кости тесаной 42 черена кость рыбей зуб, да 62 плашки тавленных, кость рыбей зуб, 9 плашек гривеневых кость рыбей зуб, 4 гребня, 2 лошки кость рыбей зуб, 3 натруски точеные кость рыбей зуб, черешек мелкой кость рыбей зуб, мерка пищальная кость рыбей зуб, да кости моржеваго зубу 6 пуд числом 43 кости, да пуд кости 7 костей в пуд. А как мы послали ево государеву казну с Онондыри реки через Камень на оленях с-ыноземцами на Ковыму реку, и служилой человек Федотко Емельянов Ветошка бил челом государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю всеа Русии, а челобитную подал нам, холопям государевым, о толмаче о юкагирской бабе Нюрке, что той государеве казне многими людьми иноземцы итти без [363] толмача не мочно, розговорить и призвать иноземцов, чтоб берегли на дороге государеву казну. И мы, холопи государевы, той государевы казны без толмача через Камень многими людьми иноземцы отпустить не смели, и ему. служилому человеку Федотку Емельянову, тово толмача дали, и отпись у него взяли. А толмача на Онандыре реке нет, толмачить некому у всякого государева дела.

И о том что государь, царь укажет.

Да [в] прошлом /л. 68/ в 163-м году ходил я, Микитка, с промышленными людьми на море для промыслу кости моржеваго зубу и пошли морем в реку в Онандырю. И божиим посещением ветром на море нас розбило и в реку пришли позд[н]о. А до ясачного зимовья в реке замерзли, не дошли до ясачного зимовья ден 10 и больше. И что промышленые люди кости упромышляли, и то в землю закопали свои промыслы. И зимою ходили на нартах оне, промышленые люди, по свою кость и колько доведетца у них взять на государев обиход головной кости. И тое кость оне, промышленые люди, той своей кости не нашли, потому что в Каменю занесло великими снеги, и не знают ли иноземцы не взяли ль. Которых служилых охочих людей охочей служилой человек Юрье Селиверстов посылал на море для промыслу же приказным человеком с Павлом Кокоулиным, а с ним 14 человек, и их божиим посещеньем на море и з двемя аманаты занесло, без вести погибли.

А со мною, Микиткою, на коче ево было ево, Юрьева, полка служилых людей было 6 человек. И промышлял я, Микитка, с ево, Юрьевыми, полчаны попрежнему, как он, Юрье, наперед сего, [с] служилым человеком Семеном Дежневым. И промышляв я, Микитка, с тем Павлом Кокоулиным на море на промышленной корге, всю, по судам розделили /л. 69/ и полюдно розжеребьевали с ним, Павлом. А которых аманатов на море занесло — и один был аманат, как пришел Юрье Селиверстов на Онадырь реку, а другой аманат взят был, и под того аманата государева ясаку не было, потому что сидел немного, взят был перед морским походом, и взял он, Юрье, тех аманатов послал своим приказным человеком с Павлом Кокоулиным.

Да в прошлом в 163-м году с Онандыря реки посланы были в Ленской острог з государевыми отписками с промышлеными людьми с Борком Емельяновым, да с Панком Лаврентьевым, да с охочим служилым человеком з Данилком Фелипьевым, да с ними же послано пуд кости моржеваго зубу в государеву казну, числом [364] 6 костей для опыту своего нажитку. А который был дан ко государеву делу к письму служилой человек Пашко Кокоулин, и тот подьячей, будучи у государева дела, писал нас, холопей государевых, по своему жестосердию во всем нам прописывал, в пошлинных деньгах и в подарках — все на нас написывал. И я, Семейка, у мирских людей прошал целовальника ко государеву делу и казне их письму подьячего, и мирские люди целовальника ко государеве казне и к письму не дали. И я, Семейка, и Микитка взяли ко государеву /л. 70/ делу к письму по неволе нежалованного человека Ивашка Федорова Казанца, а мы люди неграмотные, как он нас Павел прописывал не знаем. А как я, Семейка; и Микитка учали ему, Павлу [говорить] — что ты Павел по своему жестосердию пишешь и нас, холопей государевых, во всем прописываешь, тот Павел от государева дела от письма збежал к Юрью Селиверстову в полк. А как мы взяли ко государеву делу промышленаго человека Ивашка Федорова Казанца, и он, Ивашко, стал писать по статьям. 164-го году генваря в 1 день дано в подарках аманату Легонде с родниками ево 6 полиц шишаковых в ясах. Да того же числа дано аманату и с родниками ево Подонзе 6 палиц куячных да батля длиною 9 вершков. От провозу государевы казны, что повез государеву казну аманат Чехчей на оленях через Камень, и ему дано убитого служилого человека Ивана Пуляева котел красная медь весом 6 фунтов, да ево ж сабля, а другая сабля дана государева — взята за пошлиные деньги у служилого человека у Микитки Семенова, да служилой человек Семейка Дежнев дал свой топор. 164-го году дано ама[нату] Чехчею государева жалованья в подарках за ясак 4 полицы /л. 71/ шишаковые, да 60 одекуев, да ему же Чехчею дано проводить за Камень с отписками, и я, Семейка, и Микитка, дали свою палму длина 11 вершков, да топор доброй, а племяннику ево дано государевых 4 полицы шишаковых. А в прежние годы изошло государевых подарков 2 шишака, и те шишаки он, подьячей Пашко Кокоулин, в книги не писал. Убитого служилого человека Ивана Пуляева изошло иноземцам же в подарках в государев ясак 2 палмы, да топор, 8 стрел железных, и того всего он, Павел, не писал в книги по статьям.

Да в нонешнем в 164-м году извещал и сказывал служилой человек, беглой казак, которой бежал из Ленсково острогу с-Ывашком Реткиным, Евсейко Павлов на служилого человека на Микитку Семенова государево дело. И здесь на Онандыре реке в дальном [365] украинном месте без служилых людей быть не мо[г] у государевы казны и у аманатов людей надобно. И служилые и промышленые люди об нем били челом и челобитную за руками подали, и та челобитная пошла под сею отпискою.

Да в прошлом же во 161-м году из ясачного зимовья ходи[ли] вверх по той Онандыре реке на твою, государеву, служ[бу] в поход. Он же, Евсейко, сказывал за собою государево дело, и в том деле /л. 72/ принес ом, Евсейко, государю бил челом, а повинную челобитную подал тому Микитке, и та челобитная послана под сею отпискою. Да в прошлом же в 164-м 3 году, в Петров день бранил меня, Микитку, и в бране похвалялся он, Евсейко, на меня, Микитку — зделаю де я тобя такова же, каков и сам. И Микитка в том на него, Евсейка, и являл служилым и промышленым людям. Да в нынешнем же в 164-м году на походе, пошед в Ленской острог, пришел в ясачную избу и учал ево, Микитку, бранить, и Микитка ево, Евсейка, назвал вором — збежал з города и ко государеве казне на Индигирской реке приступал, и государево хлебное и денежное жалованье свинец и порох снес. И он, Евсейко, ево, Микитку, ухватил за горло и поволок, свалил и стал бранить, сказал, [на] него, Микитку, государево дело, риясь 4 по своему жестосердию.

Да в нынешнем в 164-м году, как пошла за Камень с Онадыря реки в Ленской острог государева казна, и промышленой человек Васька Ермолаев Бугор послал живот свой многой кость рыбей зуб и ясыря своего якутцкую бабу именем Кичьку. И в том походе иноземцам ходынским людям говорил воровски, что де вы торгуете с русскими людьми постели и мясом, /л. 73/ и оне де вас обманывают, дают де вам худое железо. И от того ево, Васькиных речей смута великая в земли. А о том писал с Каменю служилой человек Евсейко Павлов в грамотке, а грамотка послана ево, Евсейкова, рука под сею отпискою. Да он же, Евсейко, писал на промышленаго человека на Куземку Иванова, чтоб он, Куземка, не отпущал ясыря своего в ходынцы. И я, Семейка, и Микитка прошали у него, Куземки, поруки, чтоб ясыря своего в ходынцы не отпущал. И он поруки не дал, пошел в Ленской без поруки и с ясырем. А которы толмач дан — и послан за государевою казною [с] служилым человеком с Федотком [366] Емельяновым, и того толмача велено отдать на Ковыме реке, а про то в ясачном зимовье служилым людям до государева указу, что об той бабе толмаче Нюр[ке], [что] государь укажет.

Да в прошлом в 163-м году на Онандыре реке в ясачном зимовье объявливали промышленые люди кость свою, моржевой зуб, Васька Ермолаев Бугор да Стенька Сидоров Вилюй, Терешка Микитин, Коземка Иванов, Петрушка Михайлов. У Васьки Ермолаева всего было явлено 2 пуда кости моржеваго зубу, у Стеньки Сидорова Вилюя 15 пуд кости моржеваго зубу, у Куземки Иванова 3 пуда кости моржеваго зубу, у Онисимка Костромина троетской кости 7 пуд. /л. 74/ А в нынешнем в 164-м году сколько у них пошло у служилого человека у Федотка Емельянова Ветошки 4 пуда по 5-ти костей в пуд, да 5 пуд по шти костей в пуд, да 8 пуд по 7-ми костей в пуд, 80 черенья кость рыбей зуб, 80 гребеневых плашек, да 10 наконечников плетных, пуд кости спасской 7 костей в пуд; да у торговаго человека у Онисима Костромина троетцской кости 6 пуд по 5-ти костей в пуд, да 6 пуд по шти костей в пуд, да 8 пуд по 7-ми костей в пуд, да пуд 9 костей в пуд, да 2 пуда по осми костей в пуд, да 2 пуда по 10-ти костей в пуд, да пуд 11 костей, да киржичих и обломков пуд 5 натирок, да два плетовища точеные кость рыбей зуб, да 40 черенов, да 21... 5; да у Онисемка Костромина ево кости 2 пуда по 4 кости в пуд, без 3-х фунтов пуд 4 кости, да 14 пуд по 5-ти костей в пуд, да 15 пуд по шти костей в пуд, да 15 пуд по шти костей в пуд, да 5 пуд по 7-ми костей в пуд, да пуд 8 костей в пуд, да маленьких киржачих и обломков весом пуд, да 450 черенов кость рыбей зуб, да 10 перешниц точеных кость рыбей зуб, да 25 натрусок точеных кость рыбей зуб, /л. 75/ да 7 плетовищ точеных кость рыбей зуб, да 60 наконечников плетных кость рыбей зуб, да 27 белильниц точеных кость рыбей зуб, да 10 плашек гребеневых кость рыбей зуб; да Васьки Ермолаева Бугра у промышленная человека кости рыбья зубу 15 пуд по 5-ти костей в пуд, да 10 пуд по шти костей в пуд, да 18 пуд по 7-ми костей в пуд, да 2 пуда по 10-ти костей, да пуд 6 костей в пуд, да 3 пуда с четвертью тертой и в черенье кости моржеваго зубу; а у промышленная человека у Стеньки Сидорова Вилюя 16 пуд по 5-ти костей в пуд, да 10 пуд по шти костей в пуд, да 17 пуд по 7-ми костей в пуд, да 15 пуд по 10ти костей в пуд, за 270 черенов кость рыбей зуб, да 7 натрусок точеных кость рыбьего [367] зуба; у Терешки Никитина 4 пуда по шти костей в пуд, да 2 пуда по 7-ми костей в пуд, да 4 пуда по 5-ти костей в пуд, да 5 костей в полпуда, да пуд кости 5 костей в пуд, да 5 натрусок точеных, /л. 76/ да 130 черенов кость рыбей зуб, да перешница да белильница кость рыбей зуб, 50 плашек гребеневых, 20 наконечников плетных кость рыбей зуб; у Куземки Иванова 3 пуда по 5-ти костей в пуд, да 5 пуд по 7-ми костей в пуд, да 5 пуд по 9-ти костей в пуд, 2 пуда по шти костей в пуд, да 2 пуда по 9-ти костей в пуд, 200 черенов кость рыбей зуб, 15 натрусок точеных кость рыбей зуб, 20 плетовищ точеных кость рыбей зуб, 6 перешниц кость рыбей зуб, 3 белильницы точеных кость рыбей зуб, 20 наконешников плетных точеных кость рыбей зуб, 20 плашек гребеневых. У Петрушки Михайлова 6 пуд по 5-ти костей в пуд, да 3 пуда по шти костей в пуд, по 8 костей в пуд, да 5 пуд по 7-ми костей в пуд, да 9 костей в пуд полтретья ста черенов кость рыбей зуб, плетовище точеное кость рыбей зуб, 20 плашек гребеневых. А что они, промышленые люди Васька Бугор да Стенька Вилюй, в прошлом во 163-м году кости явили и сверх той кости объявилось у них, у него Васьки и у Стеньки, в нынешнем в 164-м году многая добрая. А как он, Васька, и Стенька клали иноземцам кость свою на олени /л. 77/ вести за волок, и он, Васька, и Стенька ту многую кость свою не объявливали, и у ково покупали ли с продавцами не приходили. И объявили ту кость, как иноземцы через Камень кость отвезли на Анюй реку, которая река пала в Колыму реку, и не знаем того в них или больше того отвезено. И ту он, Васька, и Стенька государеву многую десятую обвели — и в том что государь, царь укажет.

А как перевезли за Камень иноземцы государеву казну и ставили на Анюе реке, которая пала в Колыму реку, и служилой человек Евсейко Павлов писал он [о] свое[й] косте, а об государеве казне ничего подлино не писал, как он перешел на место, риясь по своему жестосердию, не может нас навидеть в государеве ми[ло]сти. Да по промышленном человеке по Кузьке Иванове послана в исцове иску поручная запись. А как пришел аманат Чехчей, проводя государеву казну за Камень, и пришел апреля в 23 день и сказывает, что де аманата Легонда охочей служилой человек Юрье Селиверстов посылал по Каменю в-ыные иноземцы торговать соболем, не ведаем де на государя, не ведаем де на собя, а соболей купил много. И того аманата убили до смерти, а тем де всем соболям числа не знаю. Да поручная запись послана и судное дело [368] по промышленом человеке по Ваське Ермолаеве в государеве пошлине.

А перед прошлым 163-м годом государева ясаку недобору с омоната с Чекчея и с родников ево 14 соболей, потому что он Чехчей, /л. 78/ вез за Камень государеву казну и с родниками свои, а [ныне] 6 от аманата потому государева ясаку нет, что он на море погиб, занесло с Пашко Кокоулиным. А котора кость моржевой зуб в 163-м году служилых и промышленых людей, и та кость до ясачного зимовья не дошла, замерзла в реке в Онандыре, не дошед день за десять. И положи[ли] мы, служилые и промышленые люди, в государеву казну и с тех своих промыслов кости, которая годна в государеву казну головная кость, один зуб 14 фунтов с полуфунтом, а другой зуб 13 фунтов, а третей зуб 7 фунтов, а четвертой зуб полшеста фунта, да пуд 7 костей, да 5 зубов, весом 34 фунта. Да Юрьева полку 6 человек, в том же промыслу, Ортюга Осипов с товарищи, яз шестой человек, Ортюга. И та государева казна нынешняго 164-го году в Ленской острог не пошла, потому что от зимовья в реке далече замерзла. А служилой человек Васька Ермолаев Бугор бил челом государю, что служил с нами, холопями государевыми, государеву службу, и он, Васька, служил государеву всякую службу до Юрьева приходу. Да убит служилой человек Суханко Прокопьев, и живот ево взял служилой человек Федотко Емельянов. А как служилой человек Юрье Селиверстов, по Каменю идучи, на собя соболи торговал, и оманат Чюхчей сказывал, и те записные речи ево охочево /л. 79/ служилого человека, что он оставил [в] приказе, Ортюги Осипова ево рука. А на Онандыре реке анаульских мужиков нет, потому что их ходынцы поби[ли], а иные промеж собя. А сказал про то аманат Чехчей, послана отпись охочево служилого человека в судах морских Юрья Селиверстова. /л. 80/

Да бил челом государю, а челобитную по[дал] промышленной человек Петрушка Михайлов Вятка, а челобитную подал нам, служилым людям, что было у него, охочего служилого человека Ларки Иванова, и тот Ларька на море без вести погиб, и он, Петрушка, Юрью Селиверстову те статчишка отдавал, и он у него, Петрушки, не взял, а говорил либо де он, Ларька, сам придет, и Ларька от моря не бывал. А всего статков на 8 рублев. И я, Семейка, и Микитка те статчишка в государеву казну до него Ларьки приняли, а по оценке те статчишка мирских людей... 7 [369]

На л. 66 об. отметка о подаче отписки: 165-го июня в 15 день подал отписку служилой человек Жданко Власов.

ф. Якутская приказная изба, ст. № 624, лл. 66-80.


Комментарии

1. Датируется на основании содержания отписки.

2. Так в тексте, вероятно «хвостом».

3. В тексте ошибка. Может быть, год до 164-го, вероятнее всего 161.

4. Рияться — сердиться.

5. Текст утрачен.

6. В тексте — неразборчиво.

7. Конец отписки утрачен.