Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 224

Донесение главного правителя колоний капитана 1-го ранга И.А. Купреянова 1 в Главное правление РАК о прибытии в Ново-Архангельск и вступлении в должность, положении в Стахине, необходимости строительства в Русской Америке парохода, улучшения выделки мехов, остром недостатке людей в колониях и др.

№ 57

20 ноября 1835 г.

Пользуясь отплытием из Ново-Архангельска предместника моего г-на флота капитана 1-го ранга и кавалера барона Фердинанда Петровича Врангеля, имею честь донести Главному правлению, что, оставив Охотский порт 28 августа, я по весьма продолжительному плаванию, сопровожденному постоянно противными крепкими ветрами, 25 октября благополучно прибыл в Ново-Архангельск, а 29-го того же месяца принял должность главнаго правителя колоний. Порт, команды и суда, равно и все отделы колоний по последним донесениям обстоят благополучно. Дня за три до моего прибытия пришел сюда с Сандвичевых островов американский бригг «Диана» с давно ожидаемым и весьма нужным грузом от г-на Френча 2, преимущественно состоящим из рому, соли и других важных статей, в коих с самой весны терпели здесь величайший недостаток. Разторжка была начата до меня, но как она и теперь еще не окончена, то и не могу сказать, в какую сумму дан будет вексель, о чем уведомлю Главное правление с охотской почтой.

31 октября возвратилась из Кадьяка шкуна «Квихпак», командир прапорщик Кашеваров, доставив обыкновенные экономические припасы. 11 ноября возвратился из Стахин бриг «Чичагов», командир лейтенант Зарембо. Он привез утешительныя известия, что неудовольствия, произшедшия сего лета между тамошними колошами и нашим редутом 3 (о коих донесено было Главному правлению предместником моим от 5 октября сего года за № 346) 4, кончились без дальнейших последствий. Г-н же Зарембо мне донес, что два судна, одно американское, командир Allen, другое – Гудзонской компании, торговали и ныне (к сожалению, и невзирая на истечение конвенций уже более года) в Томгазах, а потому к достижению желаемаго порядка необходимо должно прибегнуть к помощи правительства. Суда сии заманили в свои руки значительное количество мехов, но при всем том наш вывоз ныне из Стахин был до 630 шкур речных бобров и выдр.

Капитан-лейтенанта Митькова 5 на шлюпе «Ситхе» отправляю для отвоза барона Фердинанда Петровича и, конечно, в полное его распоряжение. О подробностях плавания и успехах Главное правление прежде меня узнать может из донесений Фердинанда Петровича. При сем случае выдано ему за моим подписанием четыре бланки (за неимением здесь больше вексельной бумаги) на покупки нужных вещей для колоний, могущих встретиться ему на пути.

Для благовремяннаго соображения распоряжений Главнаго правления нужным считаю донести о нижеследующем, представившемся мне необходимым, в чем согласен со мною и Фердинанд Петрович Врангель.

1. Признав весьма полезным иметь при Ново-Арганхельском порте пароход, от котораго в особенности предвидятся неизчислимыя выгоды в плаваниях в проливах по краткости и верному времени переходов и во многих других случаях, единственно от парохода важных услуг для колоний происходящих, я покорнейше прошу Главное правление обратить свое внимание на сие обстоятельство и надеюсь, что, убедившись в сей важной пользе, оно не откажет в присылке сюда одной паровой машины силою в 40 лошадей со сведущим в сем деле машинистом для устройства и управления на некоторое время пароходом 6. Самое судно должно быть выстроено в Ново-Архангельске, а потому не излишне будет прислать сюда несколько новейших описаний пароходных судов с подробными чертежами. Чем скорее таковое полезное введение явится у нас в колониях, тем выгоды будут ощутительнее. [324]

2. В Иркутске я говорил с опытным на службе Компании правителем конторы г-ном Титовым, который также находит не лишним лучшую противу нынешней выделку мездры разных колониальных мехов, и предместник мой барон Фердинанд Петрович наиболее меня в том утвердил, почему и покорнейше прошу Главное правление выслать сюда однаго или двух московских скорняков, ибо, хотя мы и имеем здесь однаго скорняка из промышленных, но он заехал сюда лет за 10 тому назад, а ныне быть может дело сие более усовершенствовано. Приславши сюда двух хороших скорняков, Главное правление может вполне быть уверенным, что в колониях все возможное будет сделано в сем роде, дабы одна и та же вещь не претерпевала значительную потерю в своей цене, как я упомянул уже из Москвы по отзыву опытных в сем деле тамошних покупщиков пушнаго товара от Компании.

3. На случай непредвиденнаго неприятельскаго действия какого-либо европейскаго военнаго судна весьма бы полезно было иметь при Ново-Архангельском порте вновь введенные ныне в портах Финскаго залива орудия: бомб-пушки не самаго большаго калибра. Две таковых с нужными снарядами покорнейше прошу прислать на первом судне; равно прошу выслать при первом случае подробный план новой печи для каления ядер, каковыя ныне введены в употребление в некоторых наших портах (в Свеаборге).

4. После совершенно необходимаго для жилья семейных флигеля без отлагательства должно приступить к перестройке совершенно обветшалаго дома главнаго правителя и укреплений, по отстройке квартир для чиновников. По необыкновенно малому числу ныне людей, коих можно употребить в сию работу, дело пойдет весьма медленно. Сей недостаток причиною, что и в самые новые редуты уделено по весьма ограниченному количеству людей. Понимая совершенно затруднение в содержании излишняго числа людей в колониях, в особенности нащет продовольствия их хлебом, я при всем том считаю неизбежным, чтобы число оных противу настоящаго было увеличено 50 человек молодых людей, надежных для служения 7, считая, наверно, что команда, долженствующая прибыть сюда на «Елене», останется здесь, в противном же случае решительно нечем будет укомплектовать сие судно. По разсылке судов в будущую навигацию останется в Ново-Архангельске всего только 150 человек, в том числе бывает и больных до 40 человек, а работников со всеми мастеровыми только 68 человек. Круг же действий в самом здешнем порте увеличился против прежняго. Для сравнительнаго соображения прилагаю выписку прежних годов: в 1825 году по разсылке судов оставалось при порте людей 194 человека, 1829 году – 256 человек, 1830 и до 1834 было то же число, 1834 году – 238 человек, 1835 году – 220 человек.

5. Покорнейше прошу Главное правление не ограничивать меня противу предместника моего в раздаче наградной суммы, ежегодно производимой достойнейшим служителям Компании, ибо существуют все те же причины, и мне, как и Фердинанду Петровичу, предоставить право на раздачу прибавочных 2 000 рублей в год (означенных в депеше онаго Правления от 30 марта минувшаго 1834 года за № 321 8) к определенным ежегодно на сей предмет 10 000, и быть уверенным, что раздача произведена будет мною не иначе, как со строгою разборчивостью. К тому же и то быть может, что в течение пяти лет в сложности не выйдет на год многим более 10 000, а случалось прежде необходимо выдавать в год более 13 000.

6. Прапорщика Абрамова 9 как явно оказавшагося и в короткое время в глазах моих совершенно безполезным для службы в колониях и даже тягостным, решился я отпустить из колоний при первой возможности, невзирая на его задолжение Компании, ибо ненадежно возвращать из 2½ тысячи долг от семейнаго человека, а для этаго только прибавлять жалованье признал я безполезным. Хотя в контракте Абрамова и сказано: в обратный путь выдавать прогоны по чину и готовую кибитку, но справедливость требует, чтобы во уважение теперешняго большаго его семейства назначено было ему в обратный путь две повозки. Вообще во многих контрактах господ чиновников сказано: прогоны в оба пути компанейские. Некоторыя из сих лиц, как например, лейтенант Розенберг 10, правитель конторы [325] Кашеваров 11 и даже выезжающий ныне прапорщик Абрамов прибыли в колонии холостыми, а если и женатыми, то сам друг, ныне же имеют 4 и 5 человек семейства, а потому они в обратный путь не могут довольствоваться менее 2 повозок, почему я и прошу Главное правление обратить внимание на сии уважительныя причины и сообщить мне свое мнение и положение в подробности.

7. Правитель Ново-Архангельской конторы г-н Шелехов 12, выслуживший срок последнему своему контракту и многоценный на своем месте по всем отношениям передан мне таковым моим предместником, в чем я и сам убежден, ныне служит по одному моему ручательству на заключение новаго контракта, почему я и покорнейше прошу Главное правление не отказать мне в положении г-ну Шелехову по 10 000 рублей в год жалованья и по выезде его из колоний по 200 рублей в месяц береговаго содержания, ибо он отправляет свою должность далеко превыше своей прямой и заменяет существующий здесь недостаток в доверенных людях по весьма важным должностям, а именно он теперь несет обязанность бухгалтера по слабости Кондакова 13 и имеет главный надзор за ромовым погребом, состояние коего ныне в первый еще раз не затрудняет начальство.

8. Прибывший на шлюпе «Ситха» на службу в колонии сельскаго хозяйства чиновник 14 класса Черных 14 отправлен мною в селение Росс в звании помощника правителя конторы, в особенности же для занятий по своему предмету с жалованьем по три с половиною тысячи в год.

Хотя разторжка с американским бригом «Диана» (как упомянуто мною выше) еще не совсем окончена, но для сведения Главнаго правления уведомляю, что разсторжка сия не будет превышать 8 000 пиастров, в уплату коих выданы будут два векселя платежем чрез 30 дней по предъявлении.

NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 37, л. 438 об.-444. Запись в журнале исходящих документов. Опубл.: Construction History of Sitka, р. 80-82.


Комментарии

1. Иван Антонович Купреянов (1799-1857) в 1815 г. окончил Морской кадетский корпус; на шлюпе «Мирный» участвовал в плавании в Антарктиду под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена (1819-1821), второе кругосветное плавание совершил на фрегате «Крейсер» (1822-1825). Долгое время служил в Главном морском штабе его императорского величества. 30 августа 1834 г. был произведен в капитаны 1-го ранга и назначен главным правителем колоний РАК, 25 октября 1835 г. прибыл в Ново-Архангельск. 1 июня 1840 г. сдал должность А.К. Этолину (NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 43, л. 361). По возвращении в 1841 г. в Кронштадт занимал ответственные официальные посты, был членом многих комиссий. С 1852 г. – вице-адмирал.

2. См. док. № 199, примеч. 10.

3. См. док. № 218.

4. См.: NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 37, л. 326 об.-328 об.

5. См. док. № 181, примеч. 1.

6. См. док. № 254, 262.

7. Здесь и далее подчеркнуто в документе.

8. См.: NARS-RRAC, РГАВМФ, ф.1375, оп. 1, д. 9, л. 89-90.

9. Семен Абрамов, прапорщик Корпуса флотских штурманов, поступил на службу в РАК в 1830 г., покинул Ново-Архангельск в 1836 г. на бриге «Охотск» и вернулся в Россию (Хлебников К.Т., 1985, с. 283).

10. См. док. № 194, примеч. 4.

11. См. док. № 201, примеч. 1.

12. См. док. № 93, примеч. 1.

13. П.М. Кондаков, конторщик в должности бухгалтера, служил в РАК с 1803 г. (Хлебников К.Т., 1985, с. 289).

14. Егор Леонтьевич Черных (1813-1843), уроженец Камчатки, окончил школу Московского общества сельского хозяйства, в январе 1835 г. прибыл в Росс, много сделал для агрономического развития этой колонии РАК (ИРА, т. 3, с. 206-208, 218, 219).