Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 162

Донесение П.Е. Чистякова в Главное правление РАК о деятельности Курильского отдела и перспективах его развития

№ 72

4 мая 1830 г.

Состояние и успехи Курильскаго промысловаго отряда известны Главному правлению из донесений г-на лейтенанта Липинскаго 1 по прибытии его в Охотск в минувшем 1829 году. Упоминая об них, нельзя не отдать г-ну Липинскому полной справедливости в точности, с какою он, несмотря на встретившияся ему препятствия, выполнил поручение мое касательно свидания с жителями Урупа и пребывания его у острова Расшуа. Кроме вновь доставленных им о тех местах сведений, относящихся до выгод Компании, я считаю равно важным и полученное им чрез помощника его г-на Обрядина 2 давно желаемое мною известие о посещении некогда сих островов японцами и вовлечении ими в плен нескольких курильцов. Слухи, носившиеся доселе о сем произшествии, ныне, как видно из донесений г-на Липинскаго, действительно подтвердились, ежели верить показаниям курильца, объяснявшегося на Расшуа с Обрядиным, нарочно для изследования сего г-ном Липинским посыланнаго на берег.

Если обстоятельство сие в те времена не имело никаких пагубных последствий, то подобное неприязненное со стороны японцев покушение ныне при учреждении Компаниею постояннаго заселения в столь близком от них соседстве может для нее быть весьма чувствительно. Новое селение наше на Урупе, хотя и состоит почти из 70 человек русских и алеут, но тем нисколько не обезопасено от внезапных нападений, ибо алеуты по большей части бывают в отсутствии на промыслах, а русские, коих на Урупе не более 12 человек, с самаго прибытия туда должны были заниматься необходимейшими постройками, а потому укреплений для защиты селения, как Главное правление заметить изволило из донесений г-на Липинскаго, доселе никаких нельзя было сделать. Отделить же на Уруп еще русских по недостатку в колониях людей я не имею никакой возможности, а отправление туда еще алеут будет также сопряжено с величайшими затруднениями, ибо и те, кои ныне там находятся, отправились туда с большею неохотою, вероятно, потому, что женщин уговорить к тому было вовсе невозможно, почему теперь при 60 алеутах находится там только 7 женщин.

Впрочем боязнь сия, произходящая от малолюднаго населения вблизи неприязненнаго народа, может быть и несправедлива. Должно ли устрашаться одними слухами и возможно ли с достоверностию полагаться на показания курильца? Но если Главное правление Компании, усмотря из донесений г-на Липинскаго важность нашей там промышленности, сочтет выгодным навсегда утвердить за собою новые свои в тех местах заселения, то Правление, будучи ближе к возможности по влиянию своему и распорядительной власти действовать на внешную безопасность новаго Курильскаго отдела, может, ныне имея в Охотске свои суда, независимо от колониальнаго начальства принять нужныя на то меры.

Касательно нынешних моих распоряжений по сему отделу долгом поставляю уведомить Главное правление, что в маие месяце отправится из Ново-Архангельска шлюп «Уруп» под командою г-на лейтенанта Липинскаго с грузом для селения на острове Урупе, коему предписано будет по получении промыслов оттуда прямо отправиться в Охотск, а начальнику Курильскаго отряда предписывается на будущее время в случае прибытия на Уруп за промыслом судна от Охотской конторы безпрекословно оный сдавать сему судну. Распоряжение сие считаю не только полезным, но и необходимо нужным, ибо случится может, что компанейское судно, отправленное из колоний в Охотск с заходом на Уруп, по какому-либо непредвиденному или, от чего, Боже, сохрани, по несчастному случаю туда не прибудет, чрез что от недостатка в назначенное время промыслов в Охотск Компания лишится значительных выгод, к тому предосторожность сия, с моей стороны, вместе [238] с тем и избавит жителей урупскаго селения от всякой нужды, могущей наверно произойти от долгаго отсутствия судна, а потому справедливость требует, чтобы, кроме колониальнаго судна, посещало бы ежегодно урупское заселение и судно Охотской конторы, имеющее на всякой случай при себе нужныя для сего отдела подкрепления. И именно тогда, когда судно, назначенное для принятия урупскаго промысла и отправляющееся обыкновенно из колоний в маие месяце, к 15 августу в Охотск не прибудет, в таком случае выгоды Компании требуют, чтобы Охотская контора немедленно отправила свое судно за промыслом на Уруп, о чем нужным счел ныне сообщить сей конторе.

Представляя мнение мое о сем предмете на благоусмотрение Главнаго Компании правления, прошу, не благоугодно ли будет оному Правлению предписать Охотской конторе для пользы Компании действовать таким образом на будущее время.

Главное правление в депеше на имя мое от 9 апреля минувшаго 1829 года (№ 414) 3, основываясь на прежнем моем предположении иметь при Курильском отряде мореходное судно, подобно тому, которое находится ныне при Атхинском отделе, полагает, что судно сие каждый год может отвозить курильский промысел в Охотск и получать в оборот оттуда нужныя для себя подкрепления, так что из колоний не надобно уже будет посылать туда судна для снабжения отряда каждый год, а довольно будет изредка навещать оной при удобном случае для обревизования действий онаго и проч. На таковое распоряжение Главнаго правления должен ныне донести, что гавань острова Урупа по изследовании г-ном Этолиным, имея открытый, ничем не защищенный вход с моря, для паруснаго судна вовсе неудобна, а потому и судна при Курильском отряде иметь невозможно. Впрочем, о сем неудобстве урупской гавани еще в 1828 году было г-ном Этолиным донесено оному Правлению.

По моему мнению ежегодное посещение урупскаго заселения компанейским судном, отправляющимся из Ситхи в Охотск, нисколько не будет затруднительно, особенно теперь, когда для получения из Охотска для колоний провианта и товаров потребно посылать туда по два судна в год, а может быть со временем и более. Приворот судна на Уруп для пользы Компании необходимо нужен как для доставления сему отряду потребнаго продовольствия, так и для учинения ежегодно со стороны колониальнаго начальства нужных по оному распоряжений, а более всего для непременнаго перемещения или смены алеут, находящихся для промыслов в Курильском отряде, и разных других до сих людей относящихся надобностей.

В дополнение к предъидущим моим донесениям о Курильском отряде 4 и известий о том же предмете, доставленных Главному правлению г-дами Липинским и Этолиным в 1828 и 1829 годах, я еще для точнейшаго сведения о тех островах с удовольствием выписываю здесь для Главнаго правления несколько строк из партикулярнаго ко мне письма стариннаго моего сослуживца помощника начальника Камчатки г-на капитан-лейтенанта Кузмищева 5 от 24 сентября прошлаго 1829 года.

«Я с 29 апреля в небольшой байдаре по делам службы странствовал до шестаго Курильскаго острова (Харамокотана). По привиллегии, данной Российско-Американской компании, острова сии принадлежат ей, а потому не лишнее будет, кажется, если вам, как главному правителю колоний, я сообщу об оных что-нибудь. Всех жителей мужескаго пола считается на них 43 человека, которые, можно сказать, кочуют по островам. Только пять семей живут постоянно на первом и втором островах, где водится еще рыба, далее ее нет. Жители прочих снискивают пропитание от промысла морских зверей. Питаются также выкидными китами, птицами и отчасти произрастениями и даже охотно едят морские порости, лишь бы они были приправлены жиром. На шестом острове сбирают много сараны. Остров сей посещается особенно во время цвета оной. На третий, необитаемый, ездят для промысла сивучей, которых там в известное время года водится очень много. На девятом ловят множество птиц как для пищи, так и для одежды на парки. Красныя лисицы есть на всех островах, чернобурыя же – с 13-го и далее к югу. Волков много [239] на втором, но медведей на всех островах нет. Бобров я видел сам у шестаго острова, а ближе нет. Нерпы водятся по всем островам.

Курильцы еще ленивее и безпечнее камчадал, пристрастны к пьянству и табаку, который истребляют всеми известными способами, даже и женщины. Из Камчатки снабжают курильцев ружьями, винтовками, порохом, свинцом, табаком и прядевом, которое идет на сети для ловли бобров и птиц. Платье привозят отсюда же, но сами шить его не умеют, а требуют всегда готоваго, не заботясь много о покрое. Живут неопрятно, в юртах, имеющих вход с боку. Они не знали еще о новой колонии на Урупе. Я сообщил им это.

По малонаселению промыслы на всех островах незначительны. Впрочем, говорят, что бывали годы, в которые вывозилось оттуда зверей на 5 и даже на 7 000 руб. по здешним ценам. Не выдаю сего за истину, а за что купил, за то и продаю».

Г-н Кузмищев сообщил мне сведения сии по собственной моей просьбе, и потому я в полной уверенности, что Главное Компании правление, уважая его ко мне откровенность, не сошлется на оныя в своих сношениях с правительством и не сделает их гласными каким-либо другим образом. Сообщенныя мне известия о сем малоизследованном и давно забытом крае представляют весьма любопытныя для статистики сведения, а тем более важныя для коммерческих видов Американской компании. По моему мнению, для извлечения из тех мест пользы от звериннаго промысла надлежит предпринять наиточнейшее изследование всей Курильской гряды, начиная от Камчатки до Урупа, а таковое изследование легко может быть приведено в «Акции», которая по малому своему объему и по близости Курильской гряды для сего наиболее удобна и в состоянии будет летом, кроме плавания на острова Шантарские, выполнить и сие поручение. Возложить же оное на одно из больших судов, отправляющихся ежегодно из Ситхи в Охотск, будет затруднительно и даже невозможно, потому что суда сии по долговременному плаванию из колоний до Курильской гряды не имеют уж лишняго времени заниматься подробным обозрением сих островов, дабы чрез таковое замедление не причинить остановки в доставлении колониальных промыслов в Охотск. Причина сия заставляет меня предложить Главному Компании правлению предписать Охотской конторе при первом удобном случае возложить на шкуну «Акцию» или на другое таковое ж в Охотске построенное компанейское судно с помощию байдар предпринять точнейшее изследование всех Курильских островов, Российско-Американской компании принадлежащих.

Если известия о богатстве промыслов тамошняго края и выгодной мене с курильцами оправдают справедливое ожидание Компании, то для средоточия всех промыслов неоспоримо надлежит завести еще новое заселение в бухте северной оконечности острова Симушира, как я уже прежде имел честь о сем доносить Главному правлению, по той причине, что курильцы, обитающие острова, к северу от Симушира лежащие, по близкому между ними растоянию охотно будут съезжаться туда на торговлю, чего теперь ожидать нельзя, потому что урупское селение наше от прочих обитаемых северных Курильских островов отделено широким Буссоловым проливом, который простирается на 40 и более миль и по быстрому соединению вод обоих морей представляет байдаркам весьма опасную переправу.

Окончательно должен сказать Главному правлению, что, не находя никаких причин сменить заступившаго по смерти Слободчикова должность начальника Урупскаго отдела служителя Компании Мыльникова 6, я обязанностию счел для поощрения его на пользу Компании прибавить ему несколько жалованья в сравнении с его предместником. К тому же Мыльников имеет при себе помощника, грамотнаго, надежнаго человека, посланнаго мною туда в прошедшем году на случай, не зная и не предполагая нисколько по крепкому здоровью Слободчикова скоропостижной его смерти. Мыльникову предписано будет заниматься сколь возможно деятельнее промыслом около Урупа, где по достоверным известиям нашим алеутам работы будет еще довольно. Ежели ж промысел здесь уменьшится, то подтверждено будет ему отправить партию на близлежащие острова Чирпой. Сверх того, прикажется ему согласно воле Главнаго правления, изъясненной в [240] вышеозначенной депеше ко мне (№ 414), в случае сдачи охотскому парусному судну урупскаго промысла, препровождать на оном отчеты свои по делам сего отряда прямо от себя в Главное Компании правление.

Подробныя сведения об успехах курильскаго промысловаго отряда и вообще о нынешнем его состоянии по предписанию моему и примеру прошлаго года будут Главному правлению доставлены г-ном лейтенантом Липинским по прибытии его в Охотск.

О чем имею честь донести оному правлению.

NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 32, л. 72-83. Запись в журнале исходящих документов.


Комментарии

1. Петр Давыдович Липинский поступил на службу РАК в 1825 г. и 28 сентября того же года на корабле «Елена» прибыл в Ново-Архангельск. К тому времени он уже имел опыт плавания на различных судах в качестве штурмана, в 1820-1821 гг. преподавал в Кронштадтском штурманском училище, которое окончил в 1815 г. В Русской Америке командовал бригами «Рюрик», «Чириков», шлюпом «Уруп», плавал на о-в Кадьяк, в заливы Льтуа и Якутат, в Охотск, на Курильские острова. В 1826-1827 гг. описал берег залива Аляска от горы Св. Ильи до пролива Св. Креста. В 1831 г. возвратился на Балтику.

2. Матвей Дмитриевич Обрядин (1805-?) после окончания Кронштадтского штурманского училища ходил на различных судах Балтийского флота, в Русскую Америку прибыл на корабле «Елена» в 1825 г. Служил на берегу, выполняя поручения П.Е. Чистякова, затем плавал на Кадьяк, о-ва Прибылова, Алеутские и Командорские острова, в Охотск, к о-ву Уруп. По окончании контракта на транспорте «Америка» 13 сентября 1833 г. возвратился в Кронштадт.

3. См.: NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 6, л. 294-295.

4. См.: Там же, д. 31, л. 49-51, 53 об.-54, 132 об., 362-365, 369-374, 396 об.-400.

5. Павел Федорович Кузмищев (1798-1850) после окончания в 1814 г. Морского кадетского корпуса служил в Архангельске и Кронштадте. В 1825 г. назначен помощником начальника Камчатки, с 1830 г. – командир крепости Тигиль, в 1832 г. возвратился на Балтику и продолжал службу до 1850 г.

6. А. Мыльников был назначен начальником Курильского отдела РАК 19 мая 1830 г. «в награду за усердие» (NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 32, л. 156).