Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 20

Письмо Л.А. Гагемейстера в Главное правление РАК о плавании в Монтерей, встрече там с В.М. Головниным, переговорах с испанцами о совместном промысле, нападении колош на французское судно и смещении им А.А. Баранова

№ 215

9 сентября 1818 г.

Июня 22-го отправился я из Ново-Архангельскаго порта, дабы следовать в Монтерей за хлебом, в каковом начался быть недостаток, и как «Ильмена» против ожидания не могла быть исправлена починкою до 1 августа, простояв в заливе Большом Румянцова, получил я от г-на Кускова исправленный учет, наподобие прошлогоднего, в каковом против отосланнаго на «Суворове» учете исправленные ошибки и записаны другия, пропущенные статьи на приход, иные в разход, лично представлю его, буде Бог до[несет] живаго до С.-Петербурга.

20 июня прибыли мы в губу Монтерейскую и, получив у президии часть груза, набрали остальной у миссии С.-Круз, от которой вышли сего месяца 7 числа, имея всего в зерне

пшеницы

около 2 000 пуд

ячменю

около 1 575 пуд

гороху

около 2 300 пуд

бобов

около 700 пуд

фриголи

около 387 пуд

мяса сухого

около 375 пуд

жиру скотиннаго

около 280 пуд

сала

около 475 пуд

А всего года на три на все заселении Компании мы заплотили пошлин, установленных губернатором по 3 реала или ⅜ пия[стра] за фанегу всякаго хлеба и за свозимой для расплаты товар по [3] 1 ½ процентов (учинив, кроме малости, расплату товарами), на 3 111 пияcтров 4 реала на ситхинские цены наложено около 70-100 процентов при переводе на пияcтры в 5 [рублей] 35 [копеек]. Я писал отсюда два раза чрез Мадрид и Рио-Янейро и, буде не потеряются те письмы, Главное правление изволит их получить прежде сего.

Сколько я не обрадовался, увидя флаг российской военной и шлюп «Камчатку» при самом выходе из губы, идучи нам навстречу, но скоро печалился, узнав, что Василий Михайлович 2 идет не с тем назначением, как вы предполагали и меня думать заставили.

Надежда здать ему должность изчезла. Как останутся колонии ваши не знаю, но в том уверен, что естьли б я оставался на один год только, то не для чего бы [44] было уже мне выехать, малое пространство сырой земли успокоило бы тогда остатки мои, жена моя лишилась бы подпоры, и сама Компания потеряла бы тогда принужденнаго работника своего.

Я надеюсь, что Василий Михайлович скажет вам, от чего спасло Компанию то, что я решился сменить г-на Баранова и устроить несколько порядок, но никак не намерен был остаться в Америке, воздаяние сие было бы для меня несовместным. Разстроенное здоровье по совету медиков принуждает меня возвратиться или в течении нескольких месяцев отнимется возможность исполнить по предписанию вашему. Естьли поможет Бог уговорить г-д Яновского и Хлебникова, чтоб разделить должность главнаго правителя, то дела пойдут хорошо, но и Семен Иванович 3 никак не останется более года и, буде согласится прожить столько, полагаю зделает условие, чтоб выехать, не сождав даже себе смены.

По совету В.М. Головнина я попрошу г-на Баранова выехать со мною и, буде добром не согласится, то должно будет для блага колониев увезсти его насильно, спросите об нем.

Имею честь прилагать два письма, полученные мною из Ново-Архангельскаго порта 4. Грудная болезнь не позволяет мне писать более и сверх того нужно мне зделать и предписание г-ну Кускову, к которому Василий Михайлович зайдет. Я доставил г-ну Головнину все сведении о Сандвических островах, коих намерен посетить. Предмет в общей промышленности с гишпанцами, кажется, не решится. Отсель я писал в Мадрид к посланнику чрез Мексику и просил удостоить Компанию своим предстательством, упоминая при случае, кому следует, о предложении, зделанном на общую с правительством гишпанским промышленность. Я представлял, что как сие позволение расширит деятельность и промышленность Компании, то сим самым будет полезно отечеству нашему и доставит гишпанцам прибыль, какою теперь не пользуются у права Господа на добро – желание мое было способствовать.

На случай, что Ново-Архангельская кантора упустила донесть, имею честь уведомить, что партия, посланная в проливы, возвратилась благополучно, добыв 428 бобров, маток и кошлаков, и вообще 5 21 медведок. Я имел при «Кутузове» две байдарки, коих посылал иногда под предлогом ловли рыбы. Они наловили без ведома гишпанцев в губе Монтерейской 35 бобров и маток, 12 кошлоков, 25 медведков.

Капитану французскому 6 даны были с Кадьяка 30 байдарок, но он от нападения колош потерял почти половину убитыми и ранеными. Итак на место прибыли, вышла потеря. Я определил семействам убитых из суммы, взыскиваемой по условию за каждаго на поддержание по 250 рублей, раненым – по важности ран, дабы изгладить из памяти алеут нещастное сие произшествие. Как бумаги оставлены в Ново-Архангельске, донесу о всем обстоятельно, прибыв в С.-Петербург.

В отчетах капитала, принятаго г-ном Хлебниковым от г-на Баранова, должны быть показаны таковыя цены, как истинных выведать некогда и почти не из чего.

Г-н Кусков просит себе смены, я должен был обещаться, что постараюсь, чтоб Василий Михайлович прислал бы ему оную, но теперь?

NARS-RRAC, РГАВМФ, ф. 1375, оп. 1, д. 26, л. 101-102. Запись в журнале исходящих документов. Опубл.: The Russian-American Company, р. 127-129. [45]


Комментарии

1. Текст поврежден.

2. В.М. Головнин.

3. С.И. Яновский.

4. В деле отсутствуют.

5. Так в документе.

6. См. док. № 19.