Нечто о Сандвичевых островах.

(Сочинитель сей статьи совершил путешествие вокруг света на корабле Неве под командою Г. Лисянского. Он написал оную по дошедшему до него слуху, что один из Сандвичевых островов занят Руским.)

Знаменитый Кук, отличнейший мореплаватель XVIII века, открыл в свое третие и последнее путешествие в северной половине Тихого Океана острова, кои наименовал, в честь своего благодетеля Лорда Сандвича, Сандвичевыми Островами. — Читателям не безызвестно, что на одном из оных окончил он и дни свои.

Но хотя Капитан Кук и познакомил нас с сими замечания достойными островами; однако же честь открытия оных принадлежит не Англичанам. Есть доказательства, что они были известны древним Испанским мореплавателям около половины XVI века. Английский Адмирал Лорд Ансон полонил, во время своего путешествия кругом света, Испанский галион, шедший из Акапулки в Маниллу, и нашел на оном карту, где на параллелях 18° и 23° северной широты означены были острова, — нынешние Сандвичевы. Главнейшим сему доказательством служит то, что самый большой остров назван Испанцами la Mesa т. е. стол; на обширнейшем же из Сандвичевых островов Овиги находится величественная гора Моуна Роа, которой столообразная вершина подала повод к упомянутому имени

Со времени открытия сих островов Куком, т. е. с 1778 до 1793 года, были они весьма мало [159] известны свету; но как в сие время отправлен был Английским Правительством, для описания северозападных берегов Америки, Капитан Ванкувер, то в частые свои посещения Сандвичевых островов получил он об них очень обстоятельное известие и сообщил оное свету в изданном им Журнале.

Ванкувер, полагая, что отечество его почтет острова сии достойными занятия, подарил Королю маленькую шкуну (малое парусное судно) и написал в Журнале своем, что владетель островов Сандвичевых, приняв оную с благоговением от имени Его Великобританского Величества, объявил себя вассалом Англии. Хотя слова сии весьма было легко написать на бумаге; однако же Король не имел об оных ни малейшего сведения — и как всем заходившим туда мореплавателям известно, не признает себя вовсе подчиненным Английской короне.

Великобритания, приобретая искусною политикою своею все богатейшие и значительнейшие места земного шара, не имела вовсе надобности помышлять об островах Сандвичевых, лежащих вне сферы ее действий, и не почитает оных своею принадлежностию. Некоторые особы, делали Парламенту предложение занять место сие, но он признал оное незаслуживающим никакого уважения.

Вся группа островов Сандвичевых принадлежит двум владельцам. Первый из оных Томи-Оми, обладающий 7 островами: Овиги, Мове, Тугурова, Ренай, Тороту, Морекай и Воаху, весьма могуществен; он имеет много парусных судов, и более 80 Английских беглых матросов, окружая особу его, служат защитою противу собственных его подданных, которые ненавидят его за суровой нрав и тиранское умерщвление всех владетелей помянутых островов. Ежели бы он не оградил себя сими стражами, то знатнейшее дворянство, которое им совершенно угнетено, нашло бы способы сокрушишь власть его. [160]

Второй, по имени Тамари, весьма умной, любезной и приятной человек. Он владеет только четырьмя островами: Атувай, Онегай, Оригоа, Тагура и был бы также давно жертвою ненасытной алчности Короля Томи Оми, ежели бы владения его лежали ближе к острому Овиги, постоянному местопребыванию первого.

Я имел удовольствие познакомиться с Королем Тамара в 1805 году, и говорил с ним довольно долго на Английском языке, коим он весьма свободно изъясняется. Бедный Король весьма обрадовался приходу корабля Невы. Он объяснял нам с слезами, что ожидает ежеминутно нападения от Томи-Оми, и по слабым силам своим, страшится соделаться его жертвою. Ежели варвар сей, говорил он нам, возьмет острова мои; то предаст меня, со всеми приближенными, наимучительнейшей смерти. Адская политика его так дальновидна, что когда он завладел островами Воаху, Морекаи, Ренай и Мове; то не токмо лишил жизни Королей, но приказал даже в своем присутствии казнить всех родственников и приверженцев их.

Король Тамари убеждал нас весьма сильно остаться здесь на время для его защиты, и просил у нас пороха и оружие; но мы, вопреки сердечным нашим чувствам, должны были отказать ему. При прощании возобновил он столь слезным тоном прозьбу свою, что я и г. Лейтенант Арбузов подарили его своими шпагами. Признательный Тамара принял оные с сердечною благодарностию, и заставил нас соболезновать о его участи.

Мудрое Провидение, полагающее пределы алчному честолюбию завоевателей, уничтожило планы хищника Тами-Оми.

Лютый владетель сей, покоря могуществом своим все Сандвичевы острова, кроме принадлежащих Тамари, посылал к нему многократно и требовал, чтоб он уступил ему свои владения; но не получа удовлетворительного ответа начал готовить сильное ополчение. [161]

Когда мы, разлучась с достойным Предводителем нашим И. Ф. Крузенштерном, зашли к острову Овиги, Томи Оми находился со всем войском своим в Воаху; у него, как мы слышали, было до 7000 бойцов. — Отходя отсюда к острову Кадьяку, опасались мы весьма, что Томари будет побежден, и нередко соболезновали о его участи. — Но как много были мы обрадованы, когда, пришедши на другой год в Кантон, известились, что многочисленное ополчение, Томи-Оми, по приключившимся оному болезням, разошлось без всякого предприятия. Желая успеть в намерении своем, пошел он со всем войском в Воаху, начал здесь запасать булыжник для пращей, делал разные воинские приуготовления; но от медленности и недостатка в съестных припасах для такого числа людей сделалась у всех болезнь, похожая на цынгу, которая и заставила его отложить покорение острова Атувай.

По последним известиям, Король Томи Оми теперь еще гораздо могущественнее. У него есть даже два корабля, управляемые Европейцами; один из них посылал он в Кантон для коммерции, а другой на Маркизские острова, для обозрения оных. Новый Надир сей имеет замыслы покорить всю пятую часть света.

Против Короля Тамари не делал он, после 1805 года, никаких покушений. Один из приятелей моих, бывший на Сандвичевых островах гораздо после нас, уверял меня, что одно суеверие удерживает Короля Томи Оми от вторичного нападения. В первую экспедицию брал он с собою множество идолов, которых, за несодействие их успеху, сожег, по возвращении, на всенародной площади. Обстоятельство сие перетолковали жрецы в невыгодную для него сторону, и лишили его чрез то смелости, покуситься на вторичное предприятие

Острова сии не принадлежат ни одной Европейской державе; местное оных положение между восточными берегами Сибири и Американскими колониями, делает их необходимо нужными как [162] для удобнейшего сообщения сих мест, так равно и на случай бывающих в Камчатке недостатков провиянта.

Камчатка, сия отдаленная часть Российских владений, поставлена природою в таких неудобных пределах с прочими частями Сибири, что все запасы, туда следующие, должны быть необходимо везены морем; береговое же сообщение между сими двумя местами так неудобно, что только зимою можно совершать путь сей, и то с величайшими трудностями.

С 1716 года начали отправлять ежегодно транспортные суда с нужными припасами из Охотска в Камчатку. Хотя расстояние сие морем не так велико; но как суда должны проходить между северными Курильскими островами, где они встречают неимоверно сильные течения и порывистые между высокими горами ветры, то многие из них претерпели кораблекрушение. Ежели транспортное судно, следующее из Охотска в Камчатку, встретит противные ветры; то не имея никакого надежного пристанища, должно непременно держаться около гористых берегов Камчатки и окончить при оных, или Курильской гряде, бывшие свое.

Напротив же, ежели бы только на одни северные острова Сандвичевой Группы, или прямо на Атувай спускалось бы казенное судно, обуреваемое противными ветрами, и проведя в сем приятном климате зимние месяцы, прибыло благополучно в Мае к Камчатским берегам, то не токмо сохранило бы все находящиеся на оном припасы, но доставило бы еще множество нужных для Камчатки вещей.

Российско-Американская Компания, управляющая торговлею всей восточной части России и имеющая важные колонии при северозападных берегах Америки, теряет также весьма много судов, по неимению надежного порта в Тихом Океане.

Корабли ее, следующие из Охотска в Америку и обратно, совершая большею частию путь [163] сей в Августе и Сентябре, встречают жестокие противные ветры, постоянное направление которых заставляет их искать убежища на Алеутской гряде; но при вулканических берегах островов сих встречают они, вместо спасения, неминуемую погибель.

Жители островов Сандвичевых стройны, роста среднего, и не взирая на смуглость их цвета, не имеют безобразностей в лице, как Калмыки, или прочие дикие племена. Женский пол здесь весьма приятен, ловок, привлекателен и походит на тех прелестниц острова Отаити, кои описаны во многих морских путешествиях. Они весьма привержены к Европейцам и ежели на всех сих островах находится теперь более 150 Англичан, то мне кажется, что они единственно сему причиною. Женщины сии весьма переимчивы, умны, и скоро привыкают к Европейским обычаям. — У известного Капитана Мейерса жила на корабле два года Сандвичанка, и привыкла так в сие время ко всем трудам, занятиям и одежде наших дам, что ее трудно было отличить от Англичанки. — Но не взирая на все сие, женщины Маркизских островов гораздо их благовиднее, и как место сие реже посещается Европейцами, благопристойнее и целомудреннее.

Сандвичане также много отличаются от диких, обитающих в Америке. Они весьма проворны, способны ко всякой работе, благонравны, послушливы и охотно вступают на Европейские корабли. Один Американский Капитан рассказывал мне, что зашедши однажды к острову Овиги, приметил он повреждение в корабле, которое и заставило его пробыть там более четырех недель. В течение сего времени, свела команда его большое знакомство с Сандвичанками, которые умели их так обольстить, что когда ему надобно было выходить в море, то из экипажа, состоявшего в 18 человеках, не досчитался он половины. — Полагая провести все зимние месяцы подле северозападных берегов Америки, не [164] посмел мореплаватель сей пуститься в путешествие с таким малым числом людей, а пригласил с собою 12 молодых Сандвичан. Люди сии, рассказывал он, сделались в 8 недель такими добрыми матросами, что лучших и ненадобно.

Сандвичевы острова, находясь между 12 и 23 гр. северн. широты, должны бы быть обеспокоиваемы жарами, как все, между тропиками лежащие места; но как они находятся в самой средине Тихого Океана и в большом отдалении от берегов Америки, то климат на оных весьма приятен. — Морской ветр, дующий на берег от восхождения до захождения солнца, уменьшает палящий зной оного и очищает землю от разных вредных испарений. Бывши сам только 6 дней в местах сих, не могу я много говорить о погоде по опыту; но из разговоров с людьми, проведшими здесь по 3 и 4 месяца наслышался я, что в одни только равноденствия бывает здесь часто дурная погода и проливные дожди.

Земными произрастениями острова сии весьма богаты (Остров Атувай, говорит Капитан Диксон, можно во многих случаях предпочесть Овиги. Свиней на оном гораздо более; таро, бананы и картофель гораздо вкуснее. Кокосовых деревьев, мне кажется, гораздо более на сем острове, чем на всех прочих; вода здесь отменно чиста, а соль так хороша, что лучшей для соления свинины ненадобно. — На острове семь находится 60 деревень или селений, Кук полагал здесь 30 т. жителей, Кинг 50 т., а Диксон думает что их не более 25 т. Dixons Voyage стр. 265.). — Главные из оных: сахарный тростник, сладкий картофель и коренья ям и таро. Сии коренья превосходят знаменитое хлебное дерево, о котором лет за 30 пред сим много толковали. Родясь в чрезвычайном изобилии, они не подвержены никогда порче, и так мягки, что самой большой можно претворить в [165] муку через 5 минут. По мнению моему, первое питательное вещество на земном шаре есть корень таро.

Из плодов здесь самые главные: бананы, кокосы и арбузы.

Четвероногими животными острова сии не так богаты; рогатого скота расплодилось здесь много, но он скитается по лесам, и у одного только Короля видел я ручную корову с теленком. Свиней здесь весьма много; хороший климат и повсюду готово растущая пища причиною их распложения. Свиньи и собаки составляют любимую пищу Сандвичан, — последние особенно почитаются, самым лакомым кушаньем. Кроме кур невидно на Овиги домашних птиц.

Рыбами Сандвичевы острова, окруженные океаном, должны быть весьма богаты; оной также не мало и в озерах. О минералах еще не слышно; но за то жемчужные ловли обещают большую пользу.

Василий Берх.

Пермь
В Августе 1817 года.

Текст воспроизведен по изданию: Нечто о Сандвичевых островах // Сын отечества, Часть 43. № 4. 1818

© текст - Берх В. Н. 1818
© сетевая версия - Thietmar. 2019
© OCR - Иванов А. 2019
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Сын отечества. 1818