Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 135. 25 октября. Из показания в смоленской комиссии И. Козела о своем участии в диверсии С. Грабовского

... Выбран комисаром ко всему войску литовскому по требованию Стефана Грабовского, дабы доставить ему продовольствие. Занимался он, Козелл, сим попечением и в тож самое время, получив от него известие, что Вильна взята российскими войсками и чтоб он с ними соединился, приехал к его отряду и был при оном до самого разбития его. Наставление, данное ему от депутации центральной, сколько он упомнит, состояло в том, во-первых, чтоб довольствовать войско провиантом и фуражом, во-вторых, чтоб не делать обывателям обид и притеснения и давать им за забираемый припасы квитанции, которые зачтутся в число податей, в-третьих, он был снабден властию у каждого обывателя отбирать на войски излишний хлеб и корм, оставя им столько, сколько на необходимый их потребности в год надобно, и в -четвертых, пользовался правом арестовать военнослужащих в случае таком, ежели усмотрит чинимые ими грабительства и насилия обывателям. А сверх того, от варшавского вышнего совета имел наставление, чтоб в случае таком ежели узнает о намерении российских войск вступить в какое-либо польское место, то у обывателей отбирать все запасы, к пропитанию служащие, и оные свозить в большой магазейн, учрежденный сперва в Вильне, а потом в Ковне. Однако надобности в том с ним не встречалось. Первое наставление отобрал у него давыдгородской городничий Дичканец и доставил оное к господину генералу Тутолмину, а другое с прочими его вещами осталось в Вильне. [149]

Стефан Грабовский, находясь еще в Липунах, просил у генерала Велегурского дважды дозволения о впадении в пределы российские и по последнему своему представлению получил повеление итти к Минску. А имел ли Грабовский от жителей белорусских какое уверение или с кем из обывателей нового российского кордона переписку и на кого из них надеялся, того не знает. Но ожидали из Варшавы прибытия полномочного, которой бы мог завести с жителями сношение и в которую должность думали быть определенным старосте минскому Бржостовскому, уехавшему в Варшаву для того ли, чтоб исходатайствовать себе от оной увольнение или с тем, чтоб выпросить оную Бржестовскому, однако, надлежало быть полномочным при отряде Грабовского, а литовской полномочный есть Прозор и важность звания оного состоит в том, что начальствует и повелевает надо всеми вновь учрежденными местами и чиновниками и, как наместник Костюшки, пользуется властию каждого чиновника и даже частного предводителя войск или генерала в случае арестовать в случае таком, ежели усмотрит в нем предосудительное поведение во вред сделанного ему препоручения и возложенной должности.

Грабовский хотел занять Минск и выдать тут универсал о революции подобно тому, как и все польские генералы имели повеление объявлять революцию во всяком том месте, в которое они вступят или оным овладеют. С движением отряда оного Грабовского, как он Козелл думает, повешены в новом российском кордоне шпионы, один мужик и два жида, по праву воинскому.

РГАДА, ф. 7, оп. 2, д. 2869, ч. 1, л. 167 об. - 169.