Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 116. 24 июля. Рапорт графа Г. Меллина П. Ласси о сражении под Слонимом

С отраженными от вашего превосходительства под командою моею тремя эскадронами Северского карабинерного полку и одной ротой с полковым орудием при господине секунд-майоре Искре от Апшеронского полку, прибывши 22 числа сего месяца по реке Щаре вниз от местечка Слонима против деревни Поричи, оставя один эскадрон под командою ротмистра Андрея Ильинского на броде по сей же реке вверх сказанной деревни, застиг неприятеля устремившегося на переправу вброд чрез реку против сказанной деревни во многом числе конницы и пехоты. И когда я прибыл с отрядом к сему броду, неприятель устремился сильно на переправу, способствуя себе пушечными выстрелами. Но храбростию и неустрашимостию офицеров и солдат неприятель за всем его усилием был несколько раз опрокинут. Между тем, увидевши в сем месте препятствие к переправе, потянулись вниз реки и, переправясь в неизвестном мне месте на сию сторону до трехсот человек пехоты и пробравшись болотными местами и густым лесом, приближались к сей роте и двум эскадронам и вдарили почти в тыл с сильным стремлением и притом самом другие с той стороны вброд (пустились). Я, пославши от эскадронов к переправившимся флангери и в тож время призвав Северского карабинерного полку чрез полкового квартирмейстера-майора Кириченку от вашего превосходительства отправленные в команду мою Низовского полку две роты, обратил оных на поражение, кои отразили сего неприятеля, бросившись вброд, [130] сколько не были сильны и стремительны. Но я с оставшими от эскадрона людьми Апшеронского полку ротою при господине майоре Искре принудил оных с пушечными картечными выстрелами, продолжая более почти часа, отступить от брода. Посланные флангири при офицерах, где не позволяла гущина леса, спешась и с ними низовские роты, несмотря на все препятствия прогоняли неприятеля.

Неприятель, видя поражение переправленных, отправил конницу более пятисот человек с подкреплением пехоты, которые переправившись также гораздо ниже с намерением подкрепить переправленную пехоту и отрезать в тыл. Но я, будучи посланными разъездами о переправе их извещен, оставил для защищения брода команду, сам с эскадронами и ротами вышел встречу его, которой как ни был со всех сторон стремительно опрокинут ружейными и пушечными выстрелами и преследован конными к ротмистру Ильинскому, на первом броде поставленному, также несколько раз команды от конницы и пехоты подъезжая, покушались переправится, но оной отражал их со всякою тщательностию.

23 числа, когда я прибыл с четырьмя уже эскадронами к сей же переправе, оставя один на том же броде господин ротмистр Ильинский был при ротмистре Ивануполю. Неприятель во многих местах, в лесу наезжая партиями до ста человек составляющими, появлялся. Я посылая команды, кои чрез весь день прогоняли, употреблял ко оным ротмистров Ильинского, Романовича, поручиков Калиновского, Леонова и особливо поручика Адешелидова, который во все время, будучи с флюгерами впереди, открывая места отлично мужественен противу неприятеля, поставя притом у брода один эскадрон при ротмистре Новицком, который бывши до сего дня при оном, имея по берегу реки разъезды, всякое время засевшего на берегу неприятеля и частию переправившихся конных прогонял. Для разведывания о неприятеле и в подкрепление посыпанных для прогоняния оного команд посылал таковы ж при полковом квартирмейстере Северского карабинерного полку Андрея Кириченку и адъютантов Черепанова, кои, совокуплясь с вышесказанными ротмистрами и поручиками, где неприятель не показался, прогоняли оного, а также и ротмистр Поль, бывши до сегодня с эскадроном у брода, неприятеля удерживал...

При сражении сем во всех пяти эскадронах Северского полку ранено людей тяжко десять, контузиями шесть, легко ранены четырнадцать человек. Лошадей строевых убито двадцать, тяжко раненых тридцать, из коих брошено на месте сем, от ран пало двадцать три. В пехотных ротах Апшеронском людей убито три человека, раненой один, лошадей убито под ящиками пять. Низовских людей убито три человека, лошадей под ящиками убито шесть.

АВПРИ, ф. 79, оп. 6, д. 1838, л. 299-300.