МАТЕРИЯЛЫ ДЛЯ ПОЛЬСКОЙ ИСТОРИИ

Недавно случайно нашли мы весьма любопытный, и вероятно, ныне весьма редкий листок. Это № Польской газеты 1794 года, относящийся к одной из самых несчастных эпох Польской истории. Газета эта, под названием: «Народный и заграничный корреспондент», издавалась, как кажется, Ипполитом Выжевским и имела всю народность нынешнего Курьера Варшавского. Она была основана в 1792 году. Бдительный глаз Русского правительства, в лице главнокомандующего корпусом наших войск, генерала Игельштрома (или Энгельштрома, как называют его некоторые), налагал границы на говор газет и журналов, и потому газеты издавались более или менее в духе правительства. Любопытство каждого Руского возбудится в сильной степени, когда он узнает, что известия, почерпнутые нами из помянутаго № относятся к эпохе ужасной катастрофы, которая так дорого стоила Руским — именно, к Светлому празднику, к 17-му Апрелю 1794 года. Мы прилагаем здесь дословный перевод целого листка № 31, Периодического издания корреспондента народного и заграничного. Польша, в субботу, 19 Апреля 1794 года. Из Варшавы.


«По поводу приключившейся в здешней столице внезапной перемены, сие периодическое издание принимает другой вид, но покуда вкратце известим читателей о происшествиях истекших двух дней.

Сообщаем нижеследующее известие, вкратце и наскоро, в пылу огня, среди поднятого в целом городе оружия и страшного грома, как пушечного, так и ружейного огня.

Апреля 17 дня началось здесь в Варшаве страшное, какого никто не запомнит, возмущение, и весь город в несколько минут принял на себя военный вид. [72]

В 5 часов утра разошлись слухи о сильной обороне цейхгауза и народной аммуниции, всеми находящимися в городе войсками Посполитой Речи. Но битва разгоралась все более и более, и когда цейхгауз был укреплен, а оружие раздано обывателям, тогда-то оказались вполне вся энергия и все мужество Польского духа.

Стали войска Польские и Российские одни против других. В Великий Четверток, во весь день, на всех улицах города не прекращалась стрельба из пушек и ружей. Самый сильный огонь происходил на площади и в палаце Красиньских, также и на Медовой улице, где Москали оборонялись наиболее. От выстрелов из пушек и из ружей тряслись домы и вылетали стекла из окон. С утра до поздней ночи никто не мог взглянуть в окошко, разве с оружием в руках.

Всю ночь, с четверга на пятницу, на всех улицах города слышна была пушечная стрельба. По утру, в пятницу, весь город снова стал под ружье. Русские солдаты, найденные в магазинах, были, или убиты или взяты в плен.

Все улицы были покрыты трупами Москалей и их лошадьми.

Польских же солдат и вооруженных обывателей легло весьма мало. Весьма много Москалей взято в плен, но с точностию числа их определить невозможно. Все они рассажены в цейхгауз, в проховню, в ратуше, по кордегардиям и во многие другие мecтa.

Князь Гагарин и племянник генерала, Игельштрем, убиты. Бауер взят в плен. До сих пор неизвестно куда девался сам генерал-аншеф (general en chef).

В сии два дни вспыхивали в городе пожары, на Новолинье, близ Здруев, за Бонифратерами и на Медовой улице. Здесь, во время приступа нескольких сот людей к дому, который занимал генерал-аншеф Игельштрем (прежде бывший палац бискупа Млодзейовского), напротив Капуцинов, зажгли его и пожар не потушен и до сих пор.

Король Егомосць находится в Варшаве.

Имосць пан Закршевский, хорунжий Познаньский, избран президентом города». [73]

«Известия заграничные. Бельгия. Из Брюсселя. Марта 30-го дня. Французские войска подвигаются все более и более в Брабантский край. Они уже овладели княжеством Люксембургским и вывозят оттуда значительные добычи. Беспрестанно пребывающие свежие войска республиканцов принудили Австрийского генерала Beaulieu к отступлению. Он ретировался бы еще далее, еслиб не был подкреплен свежими силами. Вот уж целые сутки слышна сильная канонада. О судьбе сражения ничего неизвестно, кроме того только, что множество раненых Австрийцов привезено в Монс.

28 Марта Англичане весьма храбро аттаковали Французскую позицию под Fournes. Сначала Французы отступали, потеряв до 280 человек. Но вскоре, оправившись, устремились на Англичан с быстротою молнии и положили 600 человек на месте. Остальные бежали.

5 000 свежаго Голландского войска прошло через Брюссель, для подкрепления некоторых ослабленных своих дивизий».

«Немцы. (Так у Поляков называется Германия)

Из Франкфурта на Maйне. 8-го Апреля. Генерал Журдан, принявший командование Мозельскою армиею, заключил с Прусским генералом де-Mollendorf договор о размене пленных. 6 Апреля, по сему поводу, должны собраться в Кассель коммисары с обеих договаривающих сторон».

«Россия. Из Петербурга 20 Марта. 27 Февраля выехал из Петербурга Великий Князь с супругою в замок Гатчинский, где они и останутся на весь великий пост.

Граф Безбородко также выехал из Петербурга в Москву. По случаю опасной болезни графа Остермана займет канцлерское место г. Марков. Он же будет заведывать и министерством иностраных дел».

«Английский торговый дом Southerland i Brown, который некоторое время колебался в денежных своих оборотах, наконец обанкрутился на 900 000 рублей. Торговый дом банкира Hops, в Амстердаме, потерял [74] на нем 400 000 Польских злотых. Кредиторы, вместо ста, едва получат по 60».

«Турция. Из Стамбула oт 26 Апреля. Настоящие виды Порты обнаруживаются со дня на день. Захваченный Французами корабль приведен в Смирну.

Порта не дозволяла его возвратить до тех пор, покамест капитан не дал письменного свидетельства и не отговорился тем, что он ходил под Русским Флагом.

Московский Посланник, не смотря на беспрестанно подаваемыя им в министерство Порты, со времени своего прибытия ноты, до конца Декабря не получал ответа. А между тем от границ Турецких, через тамошних коммендантов и лазутчиков, получены тревожные известия о том, что Русские войска собираются в пограничных провинциях. Султан приказал разузнать все обстоятельнее и отдал приказ о немедленном вооружении Флота.

Напротив, новый Французский Консул успел обработать, как нельзя лучше, все, что ни касалось до купцов своих, которые носят трехцветную кокарду. Такое значение имел там г. Descorches!»

Известием о каком-то полезном изобретении оканчивается листок.

СЕРГЕЙ ПОБЕДОНОСЦОВ.

Текст воспроизведен по изданию: Материялы для польской истории // Русский вестник, № 5-6. 1842

© текст - Победоносцев С. 1842
© сетевая версия - Thietmar. 2015
© OCR - Strori. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский вестник. 1842