СИГИЗМУНД I

ПРИВИЛЕГИЯ ЕВРЕЯМ

(1507)

Этот важный документ фактически представляет из себя два в одном. Первая грамота — это привилегия Витовта Великого 1388 года, вторая — грамота польского короля Сигизмунда 1507 года, которая и подтверждает, и целиком включает в себя первую, как бы обрамляя её. Документ дошёл до нас в списках на русском (старобелорусском), польском и латинском языках, причём в них встречаются не только разночтения, но и следы правок. По этой причине некоторые историки высказывают сомнения в подлинности этой грамоты и считают её фальсификатом. Но даже если подобные подозрения справедливы, исходный документ всё равно очень древний и является ценным историческим памятником.


Привилегия короля и великого князя
его милости Жигимонта, данная всем евреям,
живущим в его милости государстве,
Великом княжестве Литовском

Во имя Божье, да будет так. Дабы преданные забвению ошибочные дела, которые совершаются, со временем не вызывали бы и иного недоразумения, разум мудрых установил, чтобы подвержденьем листов было бы доказано и свидетельством достойных свидетелей утверждено навечно.

Ввиду этого и для сохранения в памяти мы, Жигимонт, Божьей милостью король Польский 1, великий князь Литовский, Русский и княжич Прусский, Жемайтский 2 и других [земель] государь и наследник, этими-то листами объявляем всем, которым следует знать, нынешним и будущим, важные [вещи], содержащиеся в этих листах.

Били нам челом наши евреи с Бреста, с Трок, с Гродна, с Луцка, с Владимира и с других наших городов Великого княжества Литовского и положили перед нами привилегию наияснейшего княжича и господина, князя Александра, то есть Витовта, князя и наследника Литовского, в которой списаны их права и вольности, и били нам челом, чтобы мы эту привилегию нашим листом утвердили и подтвердили, которая привилегия изложена следующими словами:

________________________________

Во имя Божье, да будет так. Мы, Александр или Витовт, милостью Божьей великий князь Литовский 3 и наследник гродненский, брестский, дорогичинский, луцкий, владимирский и других, торжественно объявляем этим нашим листом [людям] теперешним и будущим, кому будет необходимость это знать или, читая его, слышать. Замыслили мы с нашими панами советниками и дали всем вышеперечисленным евреям, живущем в этом нашем государстве, права и вольности, которые ниже в этом нашем листе списаны.

1. Прежде всего, мы установили, что по поводу денег или другого движимого имущества, или иного дела, которое касается личности еврея, не может христианин свидетельствовать против еврея; разрешается давать свидетельские показания только двум христианам и третьему еврею, который бы ревностно соблюдал свое еврейское вероисповедание.

2. Также, если бы христианин обвинял еврея, заявляя, будто бы ему заложил свой залог, и еврей бы в этом ему отказал, а христианин бы ему не хотел верить, еврей, присягнув на стоимости этого залога, который был ему заложен, в этом будет оправдан, а христианин должен ему заплатить за то, что, присягнув, против него показал. [84]

3. Также, если бы еврей, не представив свидетелей, сказал бы христианину: «Ты взял взаймы у меня залог», а он бы отперся, то христианин должен заплатить либо оправдаться присягою.

4. И также мог бы еврей в качестве залога взять всякие вещи, которые были ему заложены, как бы они ни назывались, не чиня никаких препятствий по поводу этих вещей, за единственным исключением: одежды, мокрой от крови и церковной священной одежды 4, которых ни под каким предлогом принимать никто не должен.

5. Также, если бы христианин обвинял еврея по поводу залога, который держал еврей, который был бы у него воровски или насильно отнят, на стоимости этого залога еврей должен присягнуть, будто не знал, что [тот] у него украден или насильно отнят, и должен в своей присяге рассказать то, как ему этот залог был заложен. [После] такого оправдания христианин должен заплатить половину процентов, которые бы ему к тому времени выросли.

6. Также, если бы ввиду случившегося пожара или воровства, или насилия [еврей] утратил бы свои вещи, заложенные [ему] в виде залога, то всякий христианин, который их ему заложил, не должен еврея обвинять; еврей своей собственной присягой оправдается.

7. Также, если бы между самими евреями начались несогласие или раздор, судья нашего города не должен брать с них никакой судебной пошлины, а только их или наш староста, если будет их судить. А случилось бы им совершить какое преступление или проступок, такой суд сохраняется за нами.

8. К тому, если бы христианин нанес еврею какую-либо рану, такой виновный должен заплатить штраф, величину которого должен испросить у нас, а раненого должен полностью вознаградить, как шляхтича, в соответствии с его ранами.

9. Также, если бы христианин убил еврея, должен быть наказан как виновник, а всякое движимое и недвижимое имущество [убитого] должно быть в нашей власти.

10. И также, если бы христианин еврея избил так, чтобы не окровавил, должен быть с него штраф взят по обычаю нашей страны, а избитого и оскорбленного должен полностью вознаградить, как шляхтича. А если бы не имел денег, тогда за проступок должен быть наказан, как решит суд.

11. Также, если бы еврей ехал через наше государство, никто не должен чинить ему препятствия. А если бы вез какие вещи на продажу, то должен платить пошлину во всех установленных таможнях, как и другие дают пошлину.

12. Также, если бы евреи, в соответствии со своим обычаем, какого-либо мертвого еврея везли бы от города до города, от повета до повета либо из одной земли в другую землю через таможни, никакая пошлина взыскиваться с них не должна. А если бы действительно таможенник что с них брал, хотим, чтобы был наказан как разбойник. [86]

13. Также, если бы христианин их кладбища нарушал либо насилия совершал, хотим, чтобы был наказан по обычаю наших прав нашей земли, а все [его] имущество должно перейти к нам 5.

14. Также, если бы кто-нибудь как-то бросал [чем-либо] в еврейскую синагогу, тот должен заплатить нашему старосте два фунта перцу.

15. Также, если бы какой-либо еврей был присужден в пользу своего судьи к денежному штрафу или к какому-либо другому, который установлен издавна, [он] должен это заплатить.

16. Также, если бы еврей по приказанию своего судьи был бы вызван в суд в первый и во второй раз, но не явился бы, то должен заплатить за оба два раза установленный штраф. А если бы по третьему вызову не явился, то должен заплатить штраф, который установлен судье за напоминание.

17. А если бы еврей еврея ранил, то должен заплатить штраф своему судье в соответствии с земским обычаем.

18. Также мы установили, что никакой еврей не должен присягать на десяти Божьих заветах, то есть Моисеевых книгах, только о дорогой вещи, которая бы стоила пятьдесят гривен литого серебра. Либо [дело] должно решаться в нашем присутствии и [еврей] должен присягать у дверей перед синагогой.

19. Также, если бы еврея убили, и через свидетелей не мог сообщить своим товарищам, кто его убил, то если бы можно какого-либо подозреваемого иметь для допроса, тогда мы хотим быть защитником евреям против подозреваемого.

20. И также, если бы христианин какой-либо еврейке насильническою рукою что-либо причинил или ударил, [он] должен быть наказан в соответствии с законом нашей страны.

21. Также еврейский судья, когда случается какое-либо дело между евреями, не должен вызывать [их] к себе в суд, а призывать только лишь по жалобе.

22. Также, если бы евреи где-[либо] выбрали себе [место]: в синагоге или где-либо [еще], там и должны быть судимы.

23. И также, если бы христианин забрал свой залог у еврея так, чтобы сам ростовщических процентов не заплатил, и если бы через месяц этих процентов не отдал, тогда к этим нарастают другие ростовщические проценты.

24. Также никого не хотим иметь постояльцами в еврейском доме.

25. И также, если бы еврей занял бы денег под имение или листы знатных панов, и это бы своими листами или печатями доказал, мы назначаем еврею вместо других залогов это заложенное имение и ему это имение от насилия хотим защитить.

26. Также, если бы кто-либо отравил еврейского ребенка, тот должен быть как злодей наказан. [88]

27. Также, если бы еврей взял у христианина залог, в течение года бы держал, и если бы стоимости занятых денег не соответствовал, пусть еврей этот залог своему судье покажет. Если бы этот залог меньшим оказался, нашему старосте должен быть показан, и затем еврей может свободно его продать. Если бы действительно этот залог, когда бы срок пришел, своему судье был показан и если бы залог у еврея находился год и один день, тогда ни перед кем еврей не должен отвечать.

28. Кроме того, хотим, чтобы никто еврея в его в праздничный день с выкупом залога не беспокоил.

29. И также, если бы кто еврея в его праздничный день с выкупом залога беспокоил или совершил бы в его доме насилие, должен быть сурово наказан как расхититель нашей казны.

30. Также, в соответствии с папскими постановлениями, во имя святого отца нашего, строго приказываем, чтобы евреи, окончательно поселившиеся в нашем государстве, не были бы обвиняемы, будто употребляют кровь человеческую, ибо это противоречит закону и постановлению, что все евреи должны воздерживаться и остерегаться ото всякой крови. Но если бы какой-либо еврей был бы обвинен христианином по поводу убийства христианского ребенка, такой должен был освидетельствован тремя христианами и тремя порядочными евреями. И если бы свидетельские показания были [против] еврея, тогда еврей должен быть наказан за преступление. А если бы упомянутые свидетели подтвердили бы его невиновность, христианин должен немилостиво оплатить наказание, которое пришлось бы терпеть еврею 6.

31. Также мы установили, чтобы евреи повсеместно должны брать коней в залог только открыто днем. А если бы какой-нибудь конь был у еврея краденый и христианином найден, тогда еврей должен оправдаться собственной присягою, говоря, что этого коня взял днем, который [мне] же заложен за мои деньги. И тогда-то еврей от этого дела будет освобожден.

32. И также, чтобы монетчики 7, назначенные в нашем княжестве, ни под каким предлогом не смели бы арестовывать евреев с фальшивыми деньгами или с другими вещами сами, без посланника нашего воеводы и также без почтенных мещан.

33. Также, если бы какой либо еврей, принужденный великой необходимостью, в ночной час кричал, и если бы христиане на крик не прибежали ему на помощь, то всякий сосед, также и еврей, должен заплатить тридцать шелягов 8.

34. И также установили мы, чтобы евреи свободно продавали любую вещь и могут покупать, и дотрагиваться хлеба, как и христианин. А запрещающие им должны заплатить нам штраф. [90]

Также все статьи, которые мы дали им, написанные в этой нашей привилегии, подтверждаем это им на вечные времена и приказываем печать нашу привесить.

Совершилось и дано в Луцке в Октаву святого Иоанна Крестителя 9, в год [от] Божьего рождения тысяча триста восемьдесят лет и восемь лет.

А при этом присутствовали эти свидетели: князь Федор, в то время воевода луцкий 10, Римонт и Жигимонт, двое рыцарей или бояр из Литвы, и также Мингайла из Ошмяны 11, и также другие бояре из Литвы.

________________________________

Мы также на челобитье наших подданных, евреев в наших городах Великого княжества Литовского, при всех этих статьях оставили и подтвердили им нашим листом навечно. А для лучшего сведения и наша печать к этому нашему листу подвешена.

Совершилось и дано в Мельнике в понедельник перед Крещением 12, от рождения Христа полторы тысячи и семь лет в присутствии преподобного отца князя Войтеха, епископа луцкого 13 и в присутствии вельможных панов: Миколая [Радзивилла], троцкого воеводы 14, и в присутствии Яна из Заберезынья, нашего наивысшего маршалка Великого княжества Литовского и гродненского старосты 15, и в присутствии Станислава Глебовича, воеводы [полоцкого] 18, и в присутствии князя Ивана Глинского, новогрудского воеводы 17, и в присутствии князя Михайлы Глинского, утянского державцы 18, и в присутствии Войтеха [Яновича] 19, кухмистра ее милости королевы 20, ковенского и бельского старосты, и в присутствии Яна Миколаевича 21, дворного маршалка, старосты слонимского, и в присутствии других панов.

Через руки Петра Опаленьского 22,
              познаньского правителя,
              которому были поручены эти дела.


Комментарии

1. Сигизмунд I Старый (1467-1548) — великий князь Литовский (1506), король Польский (1506). Королем он был избран 8 декабря 1506 года (на петркувском сейме), а коронован 24 января 1507 года, так что привилегия была выдана (4 января) как раз между этими событиями.

2. В оригинале Жомоитскiй.

3. В цитируемой грамоте 1388 года Витовт именуется великим князем Литовским, хотя этот титул утвердился за ним только с 1392 года. Это дало основание некоторым историкам всю грамоту Витовта считать фальсификатом. Однако подобную корректуру могли внести уже при Сигизмунде, утверждая старую привилегию.

4. В оригинале и хусты святое костельное. Украинский головной платок, известный уже с XVI столетия, называется хустка. В польском переводе вместо церковной одежды фигурирует церковная утварь (naczijnie), в латинском написано: sacris vestibus. См.: Русско-еврейский архив. Документы и материалы для истории евреев в России. Том I. СПб, 1882. Стр. 6, 7.

5. Вариант: в нашу казну.

6. Латинскую, польскую и одну из славянских версий этого текста можно истолковать и так, что за ложное обвинение христианин должен понести такое же наказание, которое грозило бы еврею, если бы выдвинутое обвинение подтвердилось. См.: Русско-еврейский архив. Документы и материалы для истории евреев в России. Том I. СПб, 1882. Стр. 18, 19.

7. Слово монетчик во всех словарях толкуется как чеканщик монет, но совершенно очевидно, что здесь речь идет не о ремесленнике, а об администраторе. Монетчиком назывался чиновник, осуществлявший надзор над чеканкой и, соответственно, качеством монет в данном районе. Из текста грамоты следует, что в его обязанности входило и отслеживание фальшивой монеты.

8. Шеляг — шиллинг (solid). Во второй половине XIV века в Литве были в обращении прусские орденские шиллинги, которые при весе 1,63 г включали в себя 1,35 г серебра. В XV веке в Литве появились и ливонские шиллинги весом 0,9 г, однако в грамоте Витовта речь идет, скорее всего, о прусских. 30 шелягов — это примерно 40 г серебра.

9. День святого Иоанна Крестителя — 24 июня. Именно этот день считается октавой июльских календ, так что дата выдачи грамоты Витовта — 24 июня 1388 года. Та же дата и у Бершадского. См.: Бершадский С. А. Литовские евреи. 1388-1569. Спб, 1883. Стр. 172, 178.

10. Федор Кориатович (до 1358 — 1415) — внук Гедимина и двоюродный брат Витовта.

11. Мингайло, князь полоцкий и новогрудский, упоминается в Хронике Быховца при описании событий XIII столетия. Однако здесь вполне уместно предположить рокировку: автор Хроники назвал так одного из своих вымышленных персонажей именно потому, что через полтораста лет в Ошмянах правил уже реальный Мингайло. В Хронике Быховца подобный пример далеко не единичный. См.: Хроника Быховца. М., 1966. Стр. 38.

12. Праздник Крещения у католиков — первое воскресенье после Богоявления (6 января). В 1507 году воскресенье было 10 января, так что дата выдачи грамоты Сигизмунда (понедельник перед Крещением) — 4 января 1507 года. Бершадский датирует эту грамоту 5 января. См.: Бершадский С.А. Литовские евреи. 1388-1569. Спб, 1883. Стр. 182, 197.

13. Войцех Альбрехт Радзивилл (1476-1519) — сын Миколая Радзивилла Старого, урожденный князь, епископ луцкий (1508) и виленский (1519).

14. Миколай II Радзивилл Старый (до 1450 — 1509) герба Трубы — каштелян Трокский (1488), воевода Виленский (1492) и Трокский (1505-1510), великий канцлер Литовский (1492).

15. Ян Юрьевич Заберезинский (ок. 1440 — 1508) герба Лелива — наместник Полоцкий (1484 — 1496), каштелян (1492-1498) и воевода (1498-1505) Трокский, великий маршалок литовский (1498-1508). В феврале 1508 года убит своим заклятым врагом Михаилом Глинским.

16. Станислав Глебович (ум. после 1513) герба Лелива — маршалок господарский (1492-1511), наместник мерецкий (1492), витебский (1495), брацлавский (1501) и полоцкий (1502), воевода полоцкий (1502-1503 и 1504-1513). Пять раз принимал участие в посольствах к великому князю Московскому, в том числе в качестве свата по поводу брака между великим князем литовским Александром и дочерью Ивана III Еленой (1492).

17. Иван Львович Глинский (ок. 1460 — до 1522) по прозвищу Мамай — наместник переломский и ожский (1495), маршалок господарский, хорунжий земский (1501), воевода киевский (1505) и новогрудский (1507-1508). Осенью 1508 года перешел на службу к московскому князю Василию Ивановичу и получил от него в удел Медынь (в совместное владение с братом Василием). Его литовские имения были конфискованы.

18. Михаил Львович Глинский (1470-1534) — младший брат Ивана. В молодости долго жил за границей, служил у Альбрехта Саксонского, участвовал в итальянских войнах Максимилиана I, в Италии принял католицизм. Маршалок надворный литовский (1500), начальник виленского монетного двора (1501), утянский державца. Герой битвы с татарами под Клецком (1506). Из-за конфликта с королем Сигизмундом вместе с братьями перешел на службу к московскому князю (1508). Видный участник взятия русскими войсками Смоленска (1514). В том же году попытался переметнуться к Сигизмунду, но был схвачен и посажен в тюрьму. Как дядя Елены Васильевны Глинской (1508-1538), великой княгини и будущей матери Ивана Грозного, по ее ходатайству был освобожден (1527). После смерти Василия III снова оказался в тюрьме, где и умер (1534).

19. Войтех Янович Клочко (1432-1514) герба Огоньчик — надворный хорунжий литовский (до 1492-1499), наместник утянский (1492), ковенский (1499) и бельский (1506-1512), маршалок господарский литовский (1500-1513). В посольствах к великому князю Московскому участвовал шесть раз; после свадьбы Александра и Елены стал гофмейстером (1495) двора великой княгини литовской (а потом королевы), и эту должность занимал до самой смерти Елены (1513).

20. Королева Елена — дочь великого князя Московского Ивана III Васильевича. После брака с Александром Ягеллончиком стала великой княгиней литовской (1495), а когда Александр стал польским королем (1501) — королевой, хотя так и не была коронована из-за своего православия.

21. Ян Миколаевич Радзивилл Бородатый (1474-1522) — сын Миколая, брат Войцеха, наместник вилькийский (1495-1501), маршалок господарский (1500), маршалок великий литовский (1514), староста дрогичинский и слонимский (1505), каштелян трокский (1522). Примечательно, что целых три представителя рода Радзивиллов (Миколай, Ян и Войцех) в грамоте названы просто по именам, без всякого упоминания их могущественного и славного рода. На наш взгляд, это свидетельствует в пользу подлинности документа (во всяком случае, грамоты 1507 года). В то время имя Радзивиллов звучало еще не так громко, как во второй половине XVI века.

22. Петр Петрович Опалинский (ок. 1455 — 1507) герба Лодзя — хорунжий калишский (1477) и познанский (1478), генеральный староста великопольский (1480), познанский земский судья (1486) и сборщик налогов (1503), каштелян лёндский (1503).

Текст воспроизведен по изданию: Привилегия евреям Витаутаса Великого 1388 года. Реконструкция и анализ текста М.-Иерусалим. Еврейский университет в Москве. 1993

© текст - Гудавичюс Э., Лазутка С. 1993
© сетевая версия - Тhietmar. 2015

© OCR - Игнатьев А. 2015
©
дизайн - Войтехович А. 2001
©
Еврейский университет в Москве. 1993