Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПЕРСИДСКОЕ ПОСОЛЬСТВО 1829 г.

Прибытие чрезвычайного персидского посольства в Россию было связано с убийством в январе 1829 г. русского посла в Тегеране А. С. Грибоедова и членов русской миссии. Поскольку трагедия произошла вскоре после заключения Туркманчайского мирного договора, то Николай I посчитал достаточным, чтобы персидский шах Фетх-Али принес официальные извинения через одного из своих принцев. Было снаряжено посольство, состоявшее из 14 официальных лиц и 28 служителей. Возглавлял его любимый внук шаха, шестнадцатилетний наследный принц Хозрев-Мирза, занимавший пост статс-секретаря по внешним сношениям.

Посольство отправилось в путь в начале мая 1829 г. с тем, чтобы достичь Петербурга в конце июля. От Тифлиса до Новгорода посольство сопровождал генерал-майор П. Я. Ренненкампф с тремя переводчиками, фельдъегерями и прислугой. От Новгорода до Петербурга и во время пребывания в столице к ним присоединился граф П. П. Сухтелен. Им обоим предписывалось вести секретные журналы и ежедневно доносить в Петербург о каждом шаге персидского принца.

Путь гостей пролегал через Владикавказ, Екатеринодар, Новочеркасск, Воронеж, Москву, и везде принца поражало радушие и гостеприимство, с которым его принимали. Ренненкампфу он как-то признался, что ”не почитает себя заслуживающим сего, а воздаваемые ему почести превосходят ожидания”. Но советники посла часто были недовольны церемониалами встреч.

Хозрев-Мирза с большим вниманием осматривал достопримечательности, интересовался благоустройством городов, наносил визиты местной знати.

В Москве помимо Кремлевского дворца, Оружейной палаты, Большого театра он посетил Университет, кадетский корпус, архив коллегии иностранных дел и т. д. Кульминацией был визит к матери А. С. Грибоедова, у которой Хозрев-Мирза просил прощения за смерть сына от имени своего народа.

После Москвы принц выехал в Новгород, куда он был приглашен императором Николаем I для осмотра военных поселений. Доступ в военные поселения был закрыт для путешественников. Исключения делались только для членов королевских фамилий, послов, известных представителей иностранных государств.

После двухдневного пребывания в Новгороде, посольство выехало в Петербург. Остановившись в Царском Селе и Петергофе, послы обсудили подробности торжественной аудиенции в Зимнем Дворце. Местом пребывания принца был выбран Таврическй дворец, причем доступ публики для прогулок по саду дворца был разрешен по настоятельному требованию Хозрев-Мирзы.

Подробности пребывания принца Хозрев-Мирзы в Петербурге, включая торжественную аудиенцию, отражены в бумагах Сухтелена, опубликованных в первом номере ”Русского Архива” за 1889 г. [188]

Настоящая публикация состоит из трех частей. I — выписки из секретного журнала Ренненкампфа, церемониалы встреч персидского посольства (РГВИА), II — документы III отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии (ГАРФ), III — документы из фонда московского градоначальника (ЦГИАМ). При публикации сохранена орфография подлинников, в том числе и неправильное написание фамилий, вышедшие из употребления буквы и буквосочетания заменены на современные.

Публикация С. А. БОЙКО, Б. Б. ДАВЫДОВА, М. В. СИДОРОВОЙ

Текст воспроизведен по изданию: Персидское посольство 1829 г. // Российский архив, Том XII. М. Российский фонд культуры. Студия "Тритэ" Никиты Михалкова "Российский архив". 2003

© текст - Бойко С. А., Давыдов В. В., Сидорова М. В. 2003
© сетевая версия - Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ).
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Студия "Тритэ" Никиты Михалкова "Российский архив". 2003

Электронный текст взят в
Фундаментальной электронной библиотеке "Русская литература и фольклор" (ФЭБ)