Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТЬЕ "ПЕТР ПЕРВЫЙ В ЗААНДАМЕ"

Приложение 1

Домик Петра I в Заандаме

Домик сей, из числа самых малых в Заандаме, находится в Кримпенбурге на западной стороне города, в одном из отдаленнейших концов оного: он есть единственный драгоценный памятник, напоминающий о жившем в нем некогда Великом госте.

Дом сей деревянный, на каменном фундаменте. Одна часть построена несколько выше и обширнее, и выходит на улицу: теперь тут находится небольшой магазин. Надлежит входить со стороны, и потом пройти через сад, чтоб достигнуть дома; но прежде, по великой населенности сей части Заандама, саду не было, а только крыльцо с одною, ступенью. В передней части сего дома в 1697 году жил кузнец Геррит Кист; задняя половина очищена была для Царя, какой-то вдовой. Покои Государевы состояли из приемной комнаты, [75] спальни и еще каморки с перегородкой. Перегородка от ветхости, развалилась, и потому теперь снята. На чердаке была еще другая спальня.

Вот сведения, какие мы успели собрать о последующей истории сего домика:

Еще во время пребывания Петра в Заандаме, один из жителей предложил назвать улицу, на коей находится домик сей, Императорской; другой представлял, чтоб той части города вместо Кримпенбурга дать имя Форстенбурга, и с согласия некоторых, прибил на угольном доме доску, на коей имя сие изображено золотыми буквами. Доска сия еще осталась, и вероятно, что название Форстенбург вскоре вытеснит из памяти всех прежнее. В продолжение 30 лет домик сей заброшен: в передней и заднее частях оного жили рабочие люди; изредка только показывали оный приезжавшим в Заандам чужестранцам. С того только времени, когда посетили его Император Иосиф, Король Шведский и Великий Князь Российский с Супругой, путешествовавшие по Голландии в 1781 и 1782 годах, и посещение сие подробно было описано в Ведомостях, домик Петра I вошел опять в славу. Много тогда говорили об оставшихся после Царя вещах, а [76] именно: о ношенных им платьях, употребленных мебелях и пр., что хозяева поднесли оные Высоким Посетителям, и получили за то богатые подарки: но слухи сии несправедливы; ибо вскоре по вступлении Императрицы Елисаветы Петровны на престол, поручено было Амстердамскому банкиру Гови купить все на счет Российского Двора, и тогда все вещи, которые принадлежали Петру, были за великую цену приобретены Российской Государыней.

Один из графов Орловых, обозревая, вместе с адмиралом Фан-Кинсбергенном домик сей, чтоб показать уважение свое к памяти Петра, оставил там золотую медаль с грудным изображением Императрицы Екатерины II. Медаль сия хранится еще там с великим тщанием.

Граф и графиня Севера (Известно, что под сим именем покойный Император Павел Петрович, быв еще Великим Князем, с Августейшей Своей Супругой путешествовал по Европе. – прим. Пер.) щедро одарили жившего в сем домике Дирка Якобсена де Фриза. При сем случае пито было за здравие Великого Преобразователя России. Де Фриз вырезал на рюмках надпись, извещающую о сем обстоятельстве, и еще [77] недавно две из сих рюмок были в целости. Тут лежат также отрывки Исторического Похвального Слова Петру Великому, которое Автор Барон де Сент Идельфон, Гильом Лефебюр поднес Их Императорским Высочествам. Еще находятся остатки мебели и разной мелкой утвари, но нет доказательств, подлинно ли они были употребляемы Петром в 1697 году. Всего же замечательнее современный портрет сего Государя.

В 1803 году Герцог Мекленбургский приказал сделать модель сего домика, для одного из своих загородных дворцов, чтоб иметь памятник Высокого своего родственника. Модель сия приготовлена с особенной точностью искусным плотником Яковом Гогеретсом.

Около того, же времени домик Петра начал приходить в упадок, и объявили о продаже оного. Некоторые распространили слух, что за него дадут большие деньги, если только оный оставлен будет, как он есть: в следствие того продавец и запросил большую цену, но больших охотников не являлось. После купил его хозяин трактира Эндрагт, который столь был доволен сим приобретением, что не делая в нем никаких перемен, [78] заботился только о поддержании оного. Он завел книгу, в которую все посетители могут вносить имена свои. Имен сих множество, и некоторые известны в истории нынешнего времени.

В 1811 году Наполеон, проезжая чрез Заандам, осматривал означенный домик, но показал при сем случае обыкновенное свое равнодушие. Императрица, супруга его, зная, что все путешественники посещают оный, ожидала чего-то необыкновенного, но весьма обманулась, увидев бедную, полуразвалившуюся хижину.

С большим удовольствием навестила оный в марте 1814 г. Великая Княгиня Екатерина Павловна: она все осматривала с большим вниманием, и восхитила жителей Заандама милостивым снисхождением и познаниями своими. Она ободрила меня продолжать труды мои, и удостоила принятием мое сочинение.

В том же году домик сей покрылся новой славой.

Император Александр изволил удостоить посещением своим Голландию. Король Нидерландский, полагая, что Государь сей, быв в Амстердаме, не преминет заехать в Заандам, отправил туда чиновника, чтобы устроить все для принятия [79] Монарха. Жители справедливо думая, что домик Петра будет целью приезда Высокого Гостя, всячески старались придать более приятности дороге, ведущей к оному: таким образом улица, по коей шел Император от плотины до южного конца Лагергорна, была богато испещрена различными украшениями, но на повороте, в Кримпенбург, все оставлено было по прежнему: в самом Кримпенбурге также ничего не сделали, дабы не столько заметна была бедность домика, а только постарались расширишь и прочистить дорогу.

Домик также оставлен был без всяких украшений, даже не выставили на нем флага. Только над дверьми в заборе выставлена была буква Р, увенчанная лаврами, а подле овальная белая, выкрашенная доска, на коей написало было: Il. n'y a rien de petit pour un grand homme (т. е. Ничто для великого мужа не может быть маловажно.)

Удовольствие написано было на лице Императора, когда он приближался к дому. Подошед к оному, он прочел надпись; приметно было, что противоположность, какую представляла бедная, полуразвалившаяся хижина с величием прежнего ее обитателя, и воспоминание о знаменитых [80] делах великого предка произвели в Государе сильное впечатление. Король Нидерландский подал Императору руку; последний снял шляпу и растроганный вошел в домик: за ним следовала многочисленная свита. Александр, обозрев все с особенным вниманием, примолвил: “Как мало потребно человеку!”

При сем случае автор, приветствовав Монарха краткой речью на немецком языке, и имел счастье поднести Государю Императору первую часть своего сочинения: Peter de Groole in Holland. Книга сия была принята весьма милостиво.

Вслед за сим Король предложил Императору, не угодно ли ему будет оставить память высокого своего посещения. Государь изъявил на то свое согласие. Тогда подвели Монарха к приготовленному на сей случай подмостку; сверху лежала белая мраморная доска, на коей золотыми буквами изображена надпись:

Petro Magno Alexander

(Петру Великому Александр).

Монарх серебряной лопаточкой бросил несколько извести в сделанное для укрепления сей доски отверстие. В последствие времени домик сей был посещаем Великими Князьями Николаем [81] Павловичем и Михаилом Павловичем, Прусскими Принцами и множеством иностранцев. Доска, которая была прибита к воротам во время посещения домика Императором Александром, также снята и тщательно хранится.

Приложение 2

Объявление, учиненное в Заандаме 20 августа 1697 года

Бургомистр, узнав с прискорбием, что неосторожные мальчишки осмелились оскорблять знатных чужеземцев, которые хотят пребыть здесь в неизвестности, строго запрещает всякому делать им неприятности, под нападением жестокого, наказания; ослушные будут отправлены к благородному господину Бальи. Объявление сие да будет всеми прочитано, и послужит каждому в предостережение от беды и стыда.

Приложение 3

Выписка: из церковной книги Евангелического Общества в Заандаме

Прошлого 8 августа, по утру в 8 часов, Царь и Великий Князь Московский с 6-ю москвитянами прибыл инкогнито: сюда в Заандам на Кельнской шкуте, и жил [82] неделю в Кримпенбурге у кузнеца, работавшего у Боя Тимсена, а потом поехал в Амстердам, куда прибыло в то время его Посольство. Он ростом в 7 футов, одет был в платье Заандамских крестьян, плотничал на адмиралтейской верфи, и большой охотник до кораблей.

Текст воспроизведен по изданию: Дополнение к статье "Петр Первый в Заандаме" // Сын отечества, Часть 82. № 48. 1822

© текст - ???. 1822
© сетевая версия - Трофимов С. 2008
© OCR - Трофимов С. 2008
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Сын отечества. 1822