Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 56

1688 г. не ранее декабря 9 *.Выписка, составленная в Посольском приказе, о главных монгольских и табунгутских тайджи и о границах их кочевий

(* — Датируется по времени приезда С. Коровина в Москву с письмом Ф. А. Головина к В. В. Голицыну (см.: РГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1685 г., д. №  2, ч. 3, л. 810))

/л. 799/ В цыдульке ж к ближнему боярину и оберегателю, ко князю Василью Васильевичю Голицыну окольничего и воеводы Федора Алексеевича Головина написано.

По роспросом и по ведомости селенгинских и даурских острогов служилых людей, которые пришли в Даурскую землю сначала с воеводою Афонасьем Пашковым, также и новокрещеных мунгальского и тунгуского роду людей от Селенгинского ближние улусы мунгальских табунуцких тайшей, которых есть 5, а кочевные свои природные места имеют меж Удинского и [180] Селенгинского острога на реке Большом и Малом Хилке и по речке Темлюю, котора впадает с востоку в Большой Хилок. А Хилок, с полудню идучи, впадает в реку Селенгу, от Селенгинского 20 верст, идучи к Удинскому острогу вниз реки Селенги. А те табунуцкие тайши под владением мунгальского ж Цыбдена-тайши, а тот тайша /л. 800/ кочюет по реке Ирою, которая також де, выходя с полудня, впадает в реку Чикой. А Чикой, идучи меж полуднем и зимним востоком, впадает в реку Селенгу выше Селенгинского верст с 5. А та река есть немалая и возможно по ней итти судам в большую воду, которыми ходят и по Селенге.

А вышепомянутый Цыбден-тайша мунгальской содержитца под владением Кигана-хана 1 мунгальского, которого кочевье роспространяетца между полуднем и востока круг великого озера Далай и реки Онона, и иных имеет под собою многих тайшей мунгальских и разных родов иноземцов, названых чимчигари, курануты, поинкиты и конные тангусы, которые часто подкочевывают к Даурской земле с правой стороны от полудня, и платя мало что в казну великих государей ясаку с себя в Нерчинской, и усмотря время, отгоняют ис-под даурских острогов, ис-под Нерчинского и Теленбинского, конные табуны и, разграбя старых /л. 801/ ясачных тунгусов Даур[ские] земли, уходят в прежние кочевья междо великия каменные горы.

А вышепомянутой хан называется Киган, граничит кочевным своим до китайских мунгалов, которых зовут нюки-мунгалы — под владением бугдыхана китайского. А те нюки-мунгалы кочевьем своим стоят и до наунских сел и до высокие китайские стены, имеют над собою многих тайшей, ханов названых, которые начальство принимают от китайского богдыхана и платят ясак с себя ему, богдыхану. А от Нерчинского острога до реки Онону ходу сухим путем дней 15, где кочюют Кигана-хана ясачные тунгусы. А до великого озера Далая, которое равняют Байкальскому морю, ходу дней 20. А от Аргунского острогу, которой стоит в Даурской земле над рекою Аргунею, дней 7, а посылают[ца] в него служилые люди человек по 20 /л. 802/ и больши на год для ясачного збору из Нерчинского. А от Аргунского острога до рудокопного места, где сыскана в прошлом во 195 году серебряная [руда] и послан опыт к великим государем в Сибирской приказ с сыном боярским с Васильем Перфильевым, ходу дни 2, которое идет с левые стороны, идучи рекою Аргунею вверх от Нерчинского к Аргунскому острогу. А кругом того рудокопного места выкочевывают мунгалы вышеписанного Кигина-хана и государевы ясачные тунгусы Даурской земли.

А по роспросу прапорщика Павлова полку Грабова Лаврентья Нейтера, которой учинил серебряной опыт и посылан осматривать к рудокопному месту отколь имана серебряная руда — копана из великой каменной горы на берегу реки Аргуни, и кругом старых плавилен того места гораздо есть /л. 803/ много и знатно, что прежде от некоих иноземцов та руда плавлена бывала ж 2.

От Нерчинского острогу, идучи вниз рекою Аргунею 3 дни, которая идет с полудня, и впадает в нее с левой стороны ис-под Нерчинского река Шилка, и от тех мест называется великая река Амур и идет к востоку и впадает в море. И от того устья плаву на низ рекою Амуром до Албазинского острогу дней 10, а от Нерчинского до усть Шилки-реки, где сходится с Аргунею и называется Амуром, плаву дни 3. А от Селенгинского на полдень и к западу, и около камени Байкаловского моря, и к Тункинскому острогу, которой есть под [181]

Иркуцким, кочюют мунгалы под владением разных многих тайшей. А те тайши содержатца под владением мунгальского Очирой Сайн-хана, которого владение /л. 804/ идет меж полуднем и западом к границам калмыцкого Бушухту-хана, что кочюет блиско Ямыша-озера, х которому посылается для торгу ис Тобольска, а с левую сторону граничит також де с вышеписанными нюки-мунгалы китайского владения.

А меж /л. 805/ востоком и полуднем за владением мунгальского Чарай Сайн-хана мунгальской же Сасукту-хан, которой в прошлом во 195 и в нынешнем во 196 году, соединяся с калмыцким Бушукту-ханом, за некакие Чарай Сайн-хана неправды многие повоевали мунгальские улусы 3. И калмыки в военном деле гораздо мунгалом сильны и много имеют огенного бою от бухарцов. А подтвержают о тех мунгалах многие даурские жители, что их есть ханов 3 4 да разных тайшей зело много, под которыми всеми владении, естли соединятся, будет военных людей со ста тысячей или больши, только живут между собою мало что в согласии и своевольны.

А от Селенгинского меж владения Чарай Сайн-хана к полудню идет их же мунгальского духовного чину имянуемый Кутухта, вышеписанному Чарай Сайн-хану родной брат, и над всеми над теми мунгальскими владетели в духовном и свецком /л. 806/ чину зело силен. А приемлет той Кутухта по своему закону посвящение Далай-ламы, которой кочюет за мунгалами на полдень и сказывают, что зело великое владение его есть, а называется Тангуцкой земли 5 и закона. А у того вышепомянутого Кутухты /л. 807/ зделаны по реке Чикою и Толе, которая впадает от полудня в Чикой, монастыри многие, ограды имеют каменные, в которых живут их законники.

А как в прошлых годех после отъезду посланника их царского пресветлого величества Николая Спафария учинилось китайцом чрез торговых бухарцов ведомость, будто идут многочисленные их царского пресветлого величества ратные люди на Китайское государство войною, и того ради китайский бугдыхан присылал к мунгальскому Чарай Сайн-хану и духовного их чину, имянуемому Кутухте, посланцов своих с превиликими дарами и утвердили меж собою: естли станут наступать на их китайские городы царского пресветлого величества ратные люди воинским способом, и им, мунгальским владельцом и Кутухте, со всеми своими владения улусы стояти противу войск их царского пресветлого величества вместе, и учинили между собою с подтвержением наступальной и оборонительной союз. /л. 808/ И с того времяни доныне для всяких ведомостей непрестанно бывают у мунгальского Кутухты китайского хана люди для резыденцыи. А как всчал китайский бугдыхан с людьми царского пресветлого величества войны во 193 году под Албазинским острогом, и в то время ноипаче тот вышепомянутой союз между собою с мунгалы подкрепили, как о том и в статейном своем списке Государственного Посольского приказу подьячий Микифор Венюков и Иван Фаворов, которые посыланы со обвещательною великих государей, их царского пресветлого величества, грамотою, о посольском съезде великим послом объявили.

А от Удинского острога, в полдень идучи вверх Селенгою водяным путем, до Селенгинского дней осьмь, а сухим путем дни два. А от Удинского ж, где выходят из судов и подымаются сухим путем к Нерчинскому, ходу до Еровинского острова /л. 809/ со вьюками дней 10, а от Еравинского острога до плодбища дней 6, а пришед на плодбище, оставляя верблюды и вьюки, [182] делают служилые люди плоты и на тех плотах подымаются з запасы и с казною, и плавают вниз рекою Изгодою до Нерчинского дней пять.

РГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 2, 1685 г., д. №  2, ч. 3, лл. 799-809. Список XVII в.


Комментарии

1. О Цецен-хане см. коммент. 10 к док. №   2.

2. Поиски рудных залежей, в том числе и серебра, велись в XVII в. по всей Сибири. Большую помощь в этом оказывало русским людям местное ясачное население. Так, сведения о залежах серебряной руды в горах вблизи Нерчинска были получены от эвенкийского князя. В Забайкалье поиски руды начались с 40-х годов. Особенно активно они стали проводиться с 80-х годов после назначения нерчинским воеводой И. Е. Власова. Он привлек к этому делу приехавшего в составе посольства Ф. А. Головина прапорщика Лаврентия Нейтера, который «к прииску серебряной и медной и иных руд заобычен, и ...у рудоплавных у многих дел по указу... Алексея Михайловича... бывал посылан ис приказу Тайных дел многажды» (РГАДА, ф. Сношения России с Китаем, оп. 1, кн. 10, лл. 231 об.-232).

В 1684 г. на старорудных местах на р. Серебрянке была взята на опыт руда и доставлена в Нерчинск. Полученная плавка и руда были отправлены в Москву с нерчинским сыном боярским И. Миловановым. В 1687 г. Л. Нейтер с нерчинскими служилыми людьми пришел в Аргунский острог на Мунгучу-реку — к местам, где прежде добывалась серебряная руда, и в июле этого года в Москву был отправлен «серебряный опыт». В 1688 г. было решено основать сереброплавильный завод и для организации дела в Нерчинск выехал рудоплавный мастер Яков Галкин. Хотя дальнейшие поиски и исследования серебряных месторождений около Аргунского острога продолжались, строительство завода началось только в 1705 г. (см.: РГАДА, ф. Иркутская приказная изба, д. №  67, лл. 74-75, д. №   96, лл. 51-52, д. № 135, л. 126; ф. Нерчинская приказная изба, д. № 30, лл. 11-14, д. № 28, лл. 17-18; ф. Сибирский приказ, стб. 1355, лл. 98-99, 157, 224-225; Трошин А. К. Иван Евстафьевич Власов, воевода-рудознатец XVII в. М., 1963, с. 29-40; Александров В. А. Россия на Дальневосточных рубежах, с. 50-52).

3. О Дзасакту-хане см. коммент. 2 к док. №   14.

4. Речь идет о трех наиболее влиятельных владетелях Монголии: Дзасакту-хане, Тушету-хане и Цецен-хане.

5. Под Тангуцкой землей в русских документах подразумевается Тибет.