№ 93.

ПИСЬМО ИНЖЕНЕРА М. ТЫНЫШПАЕВА ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОРУ ТУРКЕСТАНСКОГО КРАЯ А. Н. КУРОПАТКИНУ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРАТЬЕВ ШАБДАНОВЫХ ДО ВОССТАНИЯ И В НАЧАЛЕ ЕГО.

28 октября 1916 г.

Во исполнение личного приказания имею честь доложить вашему высокопревосходительству о событиях последних лет жизни Шабдана Джантаева в связи с участием в мятеже детей Шабдана.

В 1908 г. из земель, находившихся в пользовании Шабдана с одноаульцами, изъята значительная площадь орошенной земли в местности Ак-Пикет.

В 1909 г. некто Султан Далбаев из-за партийных споров с Шабдановыми ходатайствовал о выделении его с одноаульцами в особую волость [Атекинскую]. Несмотря на смешанное землепользование [ст. 57 Степного положения], ходатайство Далбаева было удовлетворено. Специальное расследование старшего чиновника особых поручений Прокопова не подтвердило жалобу Далбаева; тем не менее дано понять Шабдану, что его время уже прошло.

В 1910 г. генерал Самсонов обещал поддержать ходатайство генерала Ионова об отводе Шабдану 400 десятин на Ак-Пикете в потомственное владение; эти 400 десятин были отведены в пожизненное владение и по смерти самого Шабдана Переселенческое ведомство приступило к отобранию этого участка.

В 1911 г. около Токмака был убит какой-то татарин, донесли на Мукушу Шабданова. Командированный начальник сыскного отделения Склуев, вернувшись в Верный, добился отстранения от должности управителя сына Шабдана [не Мукуша] (Имеется в виду — Исамедин. См. док. № 78.) и назначения Мусахана Алпысбаева из верненских киргизов, человека по меньшей мере сомнительного нравственного поведения. Шабдан выставил красивую юрту, приготовил [193] угощение Алпысбаеву; последний не остановился в юрте, угощений Шабдана не принял и с самого начала стал на каждом шагу поносить и ругать Шабдана и его детей. Когда военный губернатор приехал в Пишпек, Шабдан рассказал ему о невыносимом поведении Алпысбаева, который по приказанию военного губернатора и был отстранен после одного месяца управления волостью. Алпысбаев донес на Шабдана и детей, что у них хранится масса оружия и пр. Следствие не подтвердило доноса Алпысбаева, и по определению суда Алпысбаев посажен на один год в тюрьму. Мукуш Шабданов, сидевший в предварительном заключении, судом был оправдан, но сыновей Шабдана в правах все же не восстановили, и управителем волости был назначен один из аульных старшин.

Одновременно из земель, находившихся в пользовании Шабдана с одноаульцами, на Большом Кебене образован переселенческий пос. Новороссийский, на Малом Кебене сел. Самсоновское, отрезано много земель под пасеки и хутора.

На последнее трехлетие в волостные опять выбирается один из сыновей Шабдана. Брат Шабдана Алагуз [Джантаев] затеял новый раздел волости. Уездный начальник находил раздел недопустимым ввиду смешанного землепользования. Областное правление поддержало претензию Алагуза и решено было «во что бы то ни стало обуздать Шабдановых». Проверка этих дел, помимо уездного начальника, поручена его помощнику Рымшевичу, который жалобу Алагуза также нашел неосновательной.

Когда начались беспорядки, то первыми поднялись киргизы Атекинской волости, выделенной, как выше указано, из Шабдановской [Сарыбагишевской]. Бунтующие киргизы припомнили Шабдановым все обиды, нанесенные им русскими властями, и после некоторого колебания к ним присоединился Мукуш Шабданов. Кемель Шабданов с братом Аманом, несмотря на все эти неблагоприятные условия, противились их решению до последнего момента и даже, как мне передавали, вначале они охраняли пос. Новороссийск. Когда волнение охватило всю восточную часть Пишпекского уезда, сведения о Кемеле и Амане Шабдановых прекратились. [194]

О таком поведении братьев Кемела и Амана Шабдановых имеются аналогичные сведения и у уездной администрации.

Инженер Тынышпаев

Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане: Сб. док. М.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 370-371.