№ 71.

ИЗ МАТЕРИАЛОВ СЕКРЕТАРИАТА КИРОБКОМА ВКП(Б) О ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ В ЧУЙСКОМ РАЙОНЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

[1931 г.]

В дореволюционный период в Чуйском районе, имеющем значительное количество пригодных для земледелия земель, производился усиленный прямой и замаскированный захват земель для целей колонизации.

Яркой иллюстрацией политики царского правительства, направленной к изъятию основных земельных фондов не считаясь даже с теми манапами, к которым царское правительство особо благоволило, является факт отчуждения земель долины Большой Кебини, находившихся под особым покровительством крупнейшего манапа Шабдана Джантаева. После оказанного сопротивления местного населения из Верного была прислана сотня казаков, после чего создан переселенческий поселок Новороссийское. С другой стороны, захват земель облегчался тем, что царское правительство опиралось в проведении своей политики на манапов. Власть на местах была укомплектована исключительно из манапов, которые имели большие стада и обладали правом распоряжаться скотом и землей всего подчиненного им населения.

Манапы широко использовали свою власть, и самым беззастенчивым образом производилась продажа и сдача в аренду земли русским переселенцам, не считаясь даже с тем, что эта земля освоена.

Так, например, манап Султан Долбаев, волостной управитель Атекинской волости, занимался поборами населения и кражами, продал русским почти всю долину Малой Кебини.

Распродажей земель по собственной инициативе и по запискам манапа Шабдана, к которому обращались русские переселенцы за содействием о получении земли, занимались и другие более мелкие манапы. Более сильные манапы, как, например, Шабдан, оказавший [141] весьма большие услуги русскому империализму в завоевании и колонизации Киргизии, и потому находившийся под особым покровительством крупных царских чиновников, выживали с насиженных мест более слабых манапов вместе с их подданными, захватывая себе лучшие земли.

Этот Шабдан, живший ранее в Чуйской долине, через генерал-губернатора Колпаковского, переселился в плодородную долину Большой Кебини вместе с подчиненной ему букарой, выселив оттуда в пределы Нарынского края род женгул. Благоволение царского правительства к Шабдану дошло до того, что ему было в 1910 г. передано в пожизненное пользование 400 десятин земли на Ак-Пикете, которая после смерти Шабдана перешла к его сыновьям.

Сын Шабдана Исаметдин имел на этой земле фруктовые сады и засевал много клевера. Другой сын Мокуш, занимавшийся скотоводством, — всю землю засевал клевером. Третий сын Аман часть своей земли сдавал в аренду русским, а остальную в количестве 50 десятин оставил в своем хозяйстве, широко используя, зачастую бесплатно, труд бедноты и батраков из букары.

Большое количество земли в личном пользовании имел и ряд других крупных манапов теперешнего Чуйского района.

...Процесс разорения и обнищания основной дехканской массы в связи с распродажей и присвоением лучших земель манапами пошел гораздо быстрее за счет дешевого труда освобожденной от скота и земли киргизской бедноты. Сказочно быстро богатели не только переселенцы, но и манапская верхушка, сумевшая хорошо приспособиться к новым условиям, созданным развитием капитализма. Крупные, наиболее влиятельные манапы, сохранив все свои привилегии как крепостников и в значительной степени благодаря искусственному сохранению этих привилегий царским правительством, превратились в крупных капиталистических предпринимателей.

ЦГА ПД КР. Ф. 10. Оп. 1. Д. 361. Л. 22-24. Копия.