№ 65.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ВОЕННОГО МИНИСТЕРСТВА В СОВЕТ МИНИСТРОВ С ОБОСНОВАНИЕМ ПРАВА ЗА ОСОБЫЕ ЗАСЛУГИ ВЫДЕЛИТЬ ВНЕ ЗАКОНА ВОЙСКОВОМУ СТАРШИНЕ ШАБДАНУ ДЖАНТАЕВУ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК В ПОЛНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

г. Ташкент

2 апреля 1910 г.

Войсковой Старшина милиции, каракиргизский манап Пишпекского уезда, Семиреченской области, Шабдан Джантаев, начиная с 1898 года, неоднократно ходатайствовал перед местным начальством, но безуспешно, об отводе ему в полную собственность участка земли, приблизительно в 400 десятин, в пределах Сарыбагишевской волости, Пишпекского уезда, во внимание к его заслугам, оказанным Русскому Правительству при покорении края. [127]

Последний раз об этом отводе Джантаев возбудил ходатайство в 1904 году. Бывший в то время Туркестанским Генерал-Губернатором Генерал от Кавалерии Тевяшев, принимая во внимание заслуги Джантаева перед Правительством и его особенно благотворное влияние на каракиргизское население, а также имея в виду, что Сарыбагишевское волостное правление согласно на уступку Джантаеву просимого им участка, причем этой уступкой не нарушаются ни чьи интересы, с своей стороны, в представлении от 4 Декабря 1905 года за № 11221, ходатайствовал об испрашении ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения на удовлетворение просьбы Джантаева в путях МОНАРШЕГО милосердия.

Ходатайство Генерала Тевяшева было поддержано Военным Министерством. Бывший Военный Министр Генерал-Адъютант Сахаров, препроводив выше упомянутое представление Генерала Тевяшева, по принадлежности, Министру Земледелия и Государственных Имуществ, с своей стороны, просил Стат-Секретаря Ермолова об оказании содействия к разрешению дела в благоприятном для Джантаева смысле.

За последовавшим преобразованием Министерства Земледелия, объясненное ходатайство Джантаева было рассмотрено Главным Управлением Землеустройства и Земледелия. Основываясь на заключении бывшего Туркестанского Генерал-Губернатора Генерал-Лейтенанта Субботича, высказавшегося в том смысле, что он в принципе вообще против подобных отводов в то время, когда является крайняя необходимость в свободных землях для целей русской колонизации и для других государственных надобностей, названное Управление признало, что до тех пор, пока не будут выяснены путем начатого уже хозяйственно-статистического исследования Пишпекского уезда, как потребность в земле местного кочевого населения, так и возможные размеры земельных отводов для нужд переселения, ходатайства, подобные возбужденному Джантаевым, не могут подлежать удовлетворению.

В 1907 году, во время служебной поездки Помощника Туркестанского Генерал-Губернатора в Семиреченскую область, Джантаев лично обратился к Генерал-Лейтенанту Кондратовичу вновь с просьбою об удовлетворении его ходатайства об отводе земельного участка. [128]

Вследствие этой просьбы бывший Туркестанский Генерал-Губернатор, Генерал-Адъютант Мищенко, вошел в июле 1908 года с представлением за № 10 203, в котором высказался, что он не находит возможным согласиться с выше приведенным заключением Главного Управления Землеустройства и Земледелия. По его соображениям, участок земли, о закреплении которого ходатайствует Джантаев, ни по своим качествам, ни по размеру далеко не представляет из себя настолько заметной величины, чтобы мог оказать какое-либо влияние на дело устройства переселенцев в Семиреченской области, а тем более на благосостояние местного кочевого населения, которое само признало возможным уступить просителю земельный участок. С другой же стороны, Джантаев, помимо своих прежних заслуг Русскому Правительству, в настоящее время пользуется настолько значительным влиянием среди кочевого населения, что игнорирование его просьбы едва ли принесет пользу переселенческому делу, тогда как при удовлетворении ходатайства Джантаев личным влиянием на своих сородичей-кочевников, несомненно, принес бы выдающуюся услугу делу устройства крестьян в области. Пользуясь громадным влиянием среди населения, он мог бы не один раз устранить те недоразумения между чинами переселенческого управления, с одной стороны, и кочевниками, с другой, который неизбежны при устройстве крестьян на землях, хотя и не принадлежащих местному населению на правах собственности, но находящихся до сего времени в его исключительном пользовании. Своим влиянием на местное население Джантаев не один раз будет иметь возможность с избытком пополнить нанесенный земельному фонду для устройства переселенцев ущерб, вследствие отвода ему 400 десятин, при таких, притом обстоятельствах, когда всякая попытка переселенческих чиновников и представителей администрации произвести отвод под переселенческие участки повлекла бы за собою массу недоразумений, а то и столкновения с населением.

Основываясь на приведенных соображениях, Генерал-Адъютант Мищенко просил об исходатайствовании ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА соизволения на отвод Войсковому Старшине [129] Джантаеву, во внимание его особых заслуг, участка земли, в пределах Сарыбагишевской волости, Пишпекского уезда.

Военное Министерство, вполне разделяя соображения Генерал-Адъютанта Мищенко и признавая, что Джантаев своими услугами, оказанными Русскому Правительству при покорении Туркестанского края, вполне заслужил испрашиваемую МОНАРШУЮ милость, отношением от 21 Июля 1908 года за № 55 094 просило Главноуправляющего Землеустройством и Земледелием оказать благосклонное содействие к удовлетворению объясненного ходатайства Генерал-Адъютанта Мищенко.

В ответ на это отношение Главное Управление Землеустройства и Земледелия уведомило, что прошение Войскового Старшины милиции Шабдана Джантаева, об отводе ему в полную собственность 400 десятин занятой в его предприятиях земли, может быть удовлетворено только лишь по издании закона о сплошном землеустройстве киргиз в Пишпекском уезде, Семиреченской области, и не иначе как в порядке этого закона, о чем и было сообщено Туркестанскому начальству.

Ныне Туркестанский Генерал-Губернатор вновь вошел с представлением, в котором просит об исходатайствовании ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА соизволения на отвод Войсковому Старшине Джантаеву, в пользование, особо от других земель киргизского землепользования, просимого им участка земли, размером в 400 десятин, впредь до фактического землеустройства киргиз Пишпекского уезда с тем, чтобы при устройстве их, ныне выделяемый Джантаеву особый участок был укреплен за ним в полную собственность.

Представление это снова было препровождено на заключение в Главное Управление Землеустройства и Земледелия, которое в отношении от 3-го Ноября 1909 года за № 28 895 опять уведомило, что оно не видит законных оснований к удовлетворению просьбы Джантаева в том виде, как это ходатайствует Туркестанский Генерал-Губернатор.

Главное Управление Землеустройства и Земледелия указывает, что закон не знает выдела киргизских земель в пользование отдельных лиц и что согласно ст. 120 [130] Степного Положения земли, занимаемый кочевьями, оставляются в общественном пользовании киргиз; земли эти не отграничиваются от состоящих в непосредственном распоряжении казны и потому тем более нет оснований отграничивать участок для отдельного лица.

В виду этого указанное Главное Управление осталось при высказанном ранее взгляде, что ходатайство Джантаева об отводе ему участка земли может быть разрешено лишь в порядке землеустройства киргиз тем более, что вопрос о наделении киргиз является вопросом ближайшего будущего и что в Пишпекском уезде уже в настоящее время приступлено к подготовительным работам по сплошному землеустройству.

 

ЗАКОН: Степное Положение, изд. 1891 г.

Ст. 120. «Земли, занимаемые кочевьями, оставляются в бессрочном общественном пользовании кочевников, на основании обычаев и правил сего Положения».

Кн. II Ч. 2, т. I, Св. зак. гр. по прод. 1906 г.

Ст. 1. «На Совет Министров возлагаю направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления».

Как видно из представляемого послужного списка Войскового Старшины милиции Джантаева, он действительно принимал участие в покорении Туркестанского края. Так, в 1868 году он по собственной инициативе разбил шайку недовольных каракиргиз, освободив захваченных ими в плен русских должностных лиц; в 1876 г. участвовал в делах при покорении Кокандского ханства, а в 1877 году — в экспедиции, предпринятой при покорении Алайских Кара-киргиз. За оказанные услуги и за выдающуюся храбрость Джантаев был в свое время награжден: знаком отличия Военного Ордена 4 ст., 5-ю почетными халатами 1-го разряда, 1 халатом 2-го разряда и, кроме того, имеет две большие золотые медали на Станиславской и Аннинской лентах и медали в память покорения Кокандского ханства и в память Священного Коронования.

В виду приведенных заслуг, оказанных Войсковым Старшиной милиции Шабданом Джантаевым Русскому Правительству при покорении Туркестанского края, я, [131] вполне разделяя соображения Туркестанского начальства, полагал бы целесообразным отвести ему в пользование, в изъятие из закона, в путях МОНАРШЕГО милосердия, особо от других земель киргизского землепользования, просимый им участок земли, размером в 400 десятин, находящийся в пределах Сарыбагишевской волости, Пишпекского уезда, впредь до фактического устройства киргиз Пишпекского уезда, с тем, чтобы при устройстве их, ныне выделяемый Джантаеву особый участок был укреплен за ним в полную собственность.

В отношении же высказанного в отзыве Главного Управления Землеустройства и Земледелия за № 28895 мнения, что к отводу земли Джантаеву нет законных оснований, я считаю необходимым высказать то соображение, что об удовлетворении ходатайства Джантаева потому именно и испрашивается ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение, в виду особых заслуг просителя, что оно не может последовать в предусмотренном законом порядке.

Вышеизложенное имею честь представить на уважение Совета Министров.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ: — согласно описи.

Вр. Управляющий Военным Министерством,
Генерал-Лейтенант Поливанов
Начальник Главного Штаба,
Генерал-Лейтенант Кондратьев

ОПИСЬ БУМАГАМ, ПРИЛАГАЕМЫМ К ПРЕДСТАВЛЕНИЮ В СОВЕТ МИНИСТРОВ ОТ 2 АПРЕЛЯ 1910 ГОДА

1) Представление Туркестанского Генерал-Губернатора от 5-го Июля 1908 года за № 10203.

2) Послужной список Войскового Старшины милиции Джантаева.

3) Отношение Главного Управления Землеустройства и Земледелия от 12 Октября 1906 года за № 2182.

4) То же от 31-го Мая 1909 года за № 18981.

5) Представление Туркестанского Генерал-Губернатора от 30 Сентября 1909 года за № 15570. [132]

6) Отношение Главного Управления Землеустройства и Земледелия от 3 Ноября 1909 года за № 28895.

За Делопроизводителя,
Подполковник Савельев

Семейный архив потомков Шабдана баатыра. Подлинник.