ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КАРТЕ

Карта включает в себя материал, иллюстрирующий содержание данного сборника, и ряд дополнительных сведений, необходимых для изучения колониальной политики царизма в Казахстане конца XVIII— начала XIX в. На карте нанесены: 1) расселение поколений Большой, Средней и Малой Орд; 2) караванные пути; 3) районы и очаги движений, происходивших в Малой Орде за рассматриваемый период; 4) маршруты карательных экспедиций; 5) укрепленная линия к 1831 г. Для большей четкости районы и очаги движений и маршруты карательных экспедиций 83 рассматриваемый период выделены в угловую карту.

1. Наибольшие трудности при составлении карты представляло нанесение районов кочевок. Трудности носили двоякий характер: нужно было определить «родовой» состав поколений и условиться о том времени, к которому приурочить географическое расселение поколений. В последнем случае возникли трудности потому, что в рассматриваемый период происходили новые значительные изменения в районах кочевок, в связи с поражением движения батыра Срыма и острой социальной борьбой при хане Айчуваке. Мы при определении районов кочевок родов Малой и Средней Орд взяли сведения из записки, составленной по поручению кн. Волконского (приложение № 4), и записки Я. Гавердовского (Обозрение киргиз-кайсакской степи, ч. II, или Описание страны и народа киргизского, лл. 59-67), т. е. данные 1805-1807 гг.

Эти данные для определения «родового» состава ненадежны, но использовать их для выяснения районов кочевок представлялось вполне возможным.

При решении вопроса о «родовом» составе поколений мы в основном ориентировались на работу Н. Аристова «Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей с сведениями об их письменности». Дополнительная литература приведена в указателе (см. ниже). Однако мы допустили некоторые отступления от выводов Аристова. Нам представляется крайне спорным наряду с поколением Керей допускать существование Уак-Гирейского поколения. Вернее, что в конце XVIII в. существовал Уак-Гирейский (или Уак-Керейский) союз, в состав которого входили остатки как древнего племени Керей, так и «рода» Уак. Волконский прямо указывает, что Уак-Гирейское поколение включало в себя род Керей; Гавердовский отожествляет Керей и Уак-Гирей; Левшин, на которого между прочим ссылается Аристов, в составе Уак- Гирейского поколения указывает род Керей. Возможно также допустить, если доверять данным Добросмыслова, этническую близость уаков и кереев (уаки имели тамгою крест, т. е. керейскую тамгу). Несомненно, что уаки в большей своей части входили в состав Средней Орды, хотя часть их (2600 кибиток) кочевала среди родов Малой Орды (на нашей карте под цифрой 5). Мы на карте сохранили наименование поколения наших источников (Уак-Гирейское), поставив в скобки основное племя союза — Керей. Уаки были малочисленны, их имя не упоминается среди древних племен, из которых составилась казахская народность. Уак по-русски значит «немногий», «мелкий».

Необходимо также оговорить, что под цифрами 6 и 7 кочевий Средней Орды показаны кочевья рода Таракты. Мы показали кочевья этого рода среди кочевий уак-кереев. В данном случае мы ориентировались на указания Левшина и В. Радлова. Этническая близость рода Таракты к уак-кереям остается спорной. Аристов относит Таракты к аргынцам. Разноречие в выводах этих авторов об этническом составе казахской народности и в частности об этнической принадлежности рода Таракты объясняется тем, что их исследования представляют собой по существу лишь сырой материал для разрешения проблемы этногенезиса казахов.

Для нас указание Левшина на принадлежность Таракты к Уак-Керейскому союзу существенно потому, что оно отражает тяготение Таракты к Уак-Керейскому союзу в начале XIX в. Не предрешая вопроса об этническом характере Таракты, мы на карте отразили это тяготение.

2. В основу нанесения караванных путей положена карта 1831 г. (Карта земель, принадлежащих киргиз-казакам, и Туркестана, составленная по новейшим обозрениям).

Пунктирными линиями нанесены пути, которые не имеются на карте 1831 г., но существование которых восстановлено по другим источникам: чертежу в Собр. [507] гр. Воронцовых (ЛОИИ, собр. гр. Воронцовых, № 439, л. 271), неизданной карте 1851 г. (Карта Оренбургской губ. и Турана с указанием караванных путей до 1851 г.), по записке Зибберштейна (Исторический архив № 1, 1936. Изд. Инст. Истории Акад. Наук СССР) и записке Я. Гавердовского (ЛОИИ. Обозрение киргиз-кайсакской степи, ч. II, или Описание страны и народа киргиз-кайсакского, лл. 20-35).

3. Районы движения батыра Срыма, Карата я, Тленши и движение Арын-Газы очерчено пунктирными линиями. Для определения районов восстаний были использованы: статья А. Ф. Рязанова «Сорок лет борьбы за национальную независимость казанского народа» (1797-1838 гг.) и его же статья «Батырь Сырым-Датов», а также документы настоящего сборника.

4. За отсутствием точных данных не удалось полностью нанести маршруты карательных экспедиций: не указан обратный путь одной партии экспедиции Герценберга (отправленной на р. Сагыз), дан лишь ориентировочно (пунктирной линией) путь на Эмбу экспедиции Бородина. Маршрут Бухарской миссии 1820 г. не нанесен на карту, так как он совпадает с караванными путями из Оренбурга в Бухару. Маршруты карательных экспедиций определены на основании следующих данных: вышеуказанных работ А. Ф. Рязанова, А. И. Добросмыслова «Тургайская область», журнала полк. Назарова (УЦГАЛ. МВД, Земск. отд., 8 делопр., № 96, 1823-1824 гг., лл. 40-54), неизданной карты «Пути от Оренбургской линии в Хивинское и Бухарское владения» (даты нет) и документов настоящего сборника.

Полный список использованных источников и литературы прилагается ниже.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ КАРТЫ КАЗАХСКИХ ОРД.

I. Карты изданные.

1. Карта Казахстана, составленная на основании карты Азиатской России Военно-топографического отдела (масштаб 100 верст в 1 дюйме.— Картогр. отд. Библ. Акад. Наук СССР, VI 29 Б/1027) зд. Особого комитета Акад. Наук СССР по исследованию союзных и автономных республик, 1927.

2. Карта земель, принадлежащих киргиз-казакам, и Туркестана, составленная по новейшим обозрениям масштаб 80 верств 1 дюйме.—Картогр. отд. Библ. Акад. Наук СССР, V А/739, № 5294), 1831.

3. Карта киргизской степи и Туркестанского военного округа с пограничными частями Средней Азии (масштаб 1 : 4 200 000. — Картогр. отд. Библ. Акад. Наук СССР, К. Г., ящ. 4, № 6815). Картогр. зав. А. Ильина.

4. Карта земель киргизов Внутренней и Малой Орд. Составлена Н. Ханыковым (масштаб 1 : 2 500 000. — Картогр. отд. Библ. Акад. Наук СССР, А/540). Журн. МВД, ч. X, 1845.

5. Карта Казахстана, составленная на основании карты Азиатской России Военно-топографического отд. (масштаб 100 верст в 1 дюйме. Гипсометрическая карта.— Картогр. отд. Библ. Акад. Наук СССР, VI 292 Б/923), 1926.

6. Карта части Российской империи по границе киргиз-кайсацкой степи. УЦГАЛ. Военно-исторический архив, фонд № 3, 17133, II, Р 22030, 1876.

II. Карты неизданные.

1. Карта Оренбургской губ. и Турана с показанием караванных путей по данным, существовавшим до 1851 г. (масштаб 100 верст в английском дюйме. —Картогр. отд. Библ. Акад. Наук СССР, К.Г.ящ.4/135), № 6833.

2. Карта путей от Оренбургской линии в Хивинское и Бухарское владения (масштаб 54 версты в английском дюйме.—Картогр. отд. Библ. Акад. НаукСССР. V A/545).

3. Карта киргизской степи, подведомственной сибирскому начальству. Составлена при Ген. штабе Отдельного сибирского корпуса (масштаб 40 верст в английском дюйме.-Картогр. отд. Библ. Акад. Наук СССР, V Б/257). Омск, 1841. [508]

4. Ландкарта пограничных мест Оренбургской и Сибирской губерний. Сочинена вновь при оренбургских географических делах по приказанию Оренбургской губ. от Заграничной экспедиции для употребления при рассуждении нынешних заграничных обстоятельств в Оренбурге (Картогр. отд. Библ. Акад. Наук СССР, № 3525), 1758.

5. Чертеж, составленный из собранных сведений о Хиве директором Оренбургской таможни Величкою. (ЛОИИ. Собр. гр. Воронцовых, № 439, л. 271.)

III. Литература.

1. Рязанов, А. Сорок лет борьбы за национальную независимость казанского народа (1797—1838 г.). Труды общества изучения Казакстана (Киргизского края). Отд. истории и этнографии Кзыл-Орда, т. VII, вып. II, ч. I, 1926.

2. Его же. Батырь Сырым Датов. Советская Киргизия, № 10, 1924.

3. Его же. Прошлое Кзыл-Орды (Ак-Мечеть). Исторический очерк. Там же, №№ 5—6, 1925.

4. Его же. Султан Каратай Нуралиев. Советский Казахстан, №№ 7—8, 1925.

5. Мейер. Киргизская степь Оренбургского ведомства. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Ген. штаба. СПб., 1865.

6. Географические известия, изданные РГО (с приложением ландкарт 1743 г.: Путь от Орской крепости до Хивы и от Орской крепости до Зенгорского владения), 1850.

7. Терентьев, М. А. История завоевания Средней Азии (с приложением карты походов русских войск 1717-1839 гг. и позже), ч. I и II, СПб., 1906.

8. Meyendorff, G. Voyage d’Orenbourg а Bouchara fait en 1820 (с приложением карты Бухарского ханства и части казахской степи, составленной Мейендорфом). Paris, 1826, pp. 345.

9. Описание Средней Орды киргиз-кайсаков с касающимися до сего народа и прилежащих к российской границе по части Колыванской и Тобольской губерний крепостей дополнениями. Нов. ежемесячн. соч., ч. СХ, CXI, CXII, CXIII, CXIV, CXV, CXVI, CXVII, CXVIII, 1795.

10. Добросмыслов, А. И. Тургайская область. Исторический очерк. Изв. Оренб. Отд. РГО, вып. № 15 и 16, Оренб., 1900 и 1900 гг.

11. Левшин, А. Описание Киргиз-Кайсацких Орд и степей, ч. I и II, СПб., 1832.

12. Записки РГО, кн. I и II, изд. 2-е, СПб., 1849.

13. Красовский. Область сибирских киргизов, ч. III. Материалы для географии и статистики России, собранные офицерами Ген. штаба. СПб., 1868.

14. Сочинения Чокана Чингисовича Валиханова, изданные под редакцией Н. И. Веселовского. СПб., 1904.

15. Аристов, Н. А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности. Живая Старина, вып. III и IV, СПб., 1896.

16. Его же. Опыт выяснения этнического состава киргиз-казаков Большой Орды и кара-киргизов. Живая Старина, вып. III и IV, 1894.

17. Документы настоящего сборника.

IV. Архивные дела.

1. УЦГАЛ. МВД, Земск. отд., 8 делопр., № 91, 1822 г., «Об отправлении в степи Меньшей Киргизской Орды полк. Берга для укрощения возникшего в Орде мятежа и изыскания мер к водворению в ней порядка», на 369 листах, лл. 201-220.

2. УЦГАЛ. МВД, Земск. отд., 8 делопр., № 96, 1823 г., «Об отправлении в степь Меньшей Киргизской Орды отряда казаков под начальством полк. Назарова для наказания мятежников и разбойников Юламана и прочих и о действиях против тех же мятежников султана Каратая Нур-Алиева», на 99 листах, лл. 40—54.

3. УЦГАЛ. МВД, Земск. отд., 8 Делопр., № 100, 1824 г., «Об отправлении в киргизские степи отряда под начальством подполк. Шубина для усмирения по просьбе султана Большой Орды Сюка Аблай-ханова соседних с его волостью киргизов и для сопровождения во-свояси бывших в Омске депутатов от закаменных киргизов, ищущих покровительства России», на 128 листах, лл. 75-96.

4. ЛОИИ. Рукопись нач. XIX в. из. бывш. Рукописного отд. Библ. Акад. Наук СССР, № 34329. Гавердовский, Я. Обозрение киргиз-кайсацкой степи, ч. II, или Описание страны и народа киргиз-кайсакского, на 114 листах.