64. 1803 г. июня 29.—Доклад канцлера гр. А. Р. Воронцова имп. Александру I о содержании ответа хану Айчуваку на его жалобы о разорении казахов пограничными войсками.

Меньшой Киргискайсацкой Орды Айчувак хан прошениями на высочайшее вашего и. в. имя и в Гос. колл. ин. дел, по почте пересланными, просит. . . Далее следует изложение письма хана Айчувака (док. № 63 настоящего сборника).

. . . Рассмотря все сии обстоятельства, осмеливаюсь всеподданнейше представить вашему и. в., не благоугодно ли будет повелеть мне истребовать от оренбургского военного губ-ра Бахметьева обстоятельнаго объяснения по всем вышеизображенным жалобам Айчувак хана, сообщая ему высочайшую вашего и. в. волю, чтоб он строжайшее впредь имел наблюдение, дабы никто из его подчиненных или из пограничных жителей не отважился на таковые грабежи под опасением наказания по всей сторогости законов. А Айчувак хану не поведено ли мне будет отписать в ответ на все его прошения, что ваше и. в. с неудовольствием узнать изволили, что он, хан, своих подвластных не умел воздержать от шалостей, каковыя они безпрестанно чинили, а особливо разграблением каравана бухарского; что извинение его, будто они на то поступили самоуправством за недоставление им удовлетворения по жалобам их от оренбургских пограничных начальников, отнюдь его не оправдает, ибо в случае неполучения таковаго удовлетворения мог он всеподданнейшия прислать прошения всемилостивейшему государю; что имянно за таковое слабое его управление киргискайсацким народом прекращено произвождение всемилостивейше пожалованнаго ему пансиона; что он возвращение к себе монаршей милости не иначе заслужить может, как немедленною выдачею преступников, ограбивших караван, оренбургскому военному губернатору и возвращением ограбленных товаров, также прекращением навсегда подобных необузданностей; что напротиву того строжайше наслано помянутому военному губернатору от высочайшаго имени повеление: доставить немедленно сюда подробное объяснение по всем жалобам его, хана, и воздерживать впредь своих подчиненных от подобных грабительств под опасением гнева императорскаго. Что из сего высочайшаго повеления он, хан, видит продолжающуюся к народу его высочайшую милость, которой они учинились было недостойными нарушением соседственнаго спокойствия; что его и. в., по великодушию и человеколюбию своему им может быть в том простит, если искренное принесут в преступлении своем раскаяние и, возвратя ограбленное, удерживаться навсегда будут от всяких шалостей, в противном же [204] случае подвергнутся гневу его и. в. и жестокому наказанию; что я с своей стороны дружески ему, хану, советую кончить сие дело как можно скорее и потом всеподданнейше просить письменно у его и. в. прощения за таковой дерзновенный поступок подвластнаго его народа; что тогда всемилостивейший государь, по сродному милосердию, может быть соизволит все прошедшее предать забвению и возвратить к нему монаршую милость продолжением пансиона и удовлетворением по прочим статьям присланных от него, хана, прошений, который все представлены были на высочайшее усмотрение. (Далее другим почерком)

Подписано по сему: Г[р]. Александр Воронцов.

29 июня 1803.

А на обороте написано: Его и. в., апробовав сей доклад, приказал сделать по содержанию онаго надлежащее исполнение.

Ноября 2 дня 1803 г.

Подписано по сему: Гр. Александр Воронцов.

Помета: NB. Подлинный доклад отдан правящему должность обер-секретаря, г. коллежскому советнику Поленову, для приложения к имянным указам, декабря 1 дня 1803 г.

См. легенду к № 62, док. на лл. 16-21 об., лл. 16, 19-21 об. Отпуск.