38. 1790 г. февраля 4.Письмо командира Астраханского казачьего полка Г. В. Персидского из слободы Татарской президенту Комм.-колл. гр. А. Р. Воронцову о падении влияния батыра Срыма в «черном народе» и о желании «лучших людей» восстановить ханскую власть.

Ваше с-ва, милостивейший государь.

Какие известии о разстройке киргисцов есть, подношу у сего копии, а сверх сего, по собственным моим разведыванием нахожу я главнейшим развратником чорнаго народа самово Сырым батыря. Он имеет к тому свои придчины, потому что многие познали ево плутовство и взяли в нем подозрение. Все ево хитрости не могли скрыть, что он показывал себя по своим интересам на обе стороны, соглашаясь со обстоятельствами, устроителем спокойствия. Ныне ж, скуча ево интригами, лутчие люди желают власти ханской, а с сим и спокойствия. Все настояния Сырым батыря в черном народе еще действия не имеют; он требует от них неприятельских с нами действиев и отдаления, но народ чорной жалеет лишитца тех мест, на котором все их имущество состоит, и естли он не успеет преклонить их на свою сторону, то оказав себя прямым развратником, думаю я, не уберетца ль он от нас с своими ближними будущею весною. О пребывающих в области Астраханской киргисцах по ныне велико есть сомнение; некоторые уже дерзают и на посты нападать, но не успели причинить зла, но однако ж, могут много причинить вреда по безсилию кордонной стражи. И хотя я и просил моих начальников о подкреплении, аднако ж, не имею ево. Нынешнию зиму в области Астраханской зимует киргисцов противу всех зим довольно превосходное число.

Затем поручаю себя милостям вашего с-ва и за щастие поставляю быть вашего с-ва, милостивейшаго государя, всепокорнейшим слугою Григорей Персидской.

Ч[исла] 4 февраля 1790 г. Татарская слобода.

См. легенду к № 30, лл. 104-104 об.