22. 1787 г. августа 4.Письмо полк. Д. А. Гранкина султану Ер-Али с предложением прекратить борьбу против царского правительства.

Имея доверенность 36 от его высокопр-ва ея и. в. всемилостивейшей государыни нашей от армии генерала, отправляющаго должность симбирскаго и уфимскаго ген.-губернатора, Оренбургской обл. главнокомандующего регулярными и иррегулярными войсками Оренбургского корпуса, Оренбургского ж, драгунскаго полку шефа, орденов. .. (далее следует перечень орденов) кавалера бар. Осипа Андреевича Игельстрома к вашему высокостепенству Меньшой Орды г. Ер-Али султану сим писать о нижеследующем.

Его высокопр-во, означенной г. генерал, весьма удивляется: будучи ваше высокостепенство верноподданныя ея и. в. августейшей всемилостивейшей великой государыне нашей Анне, взяли имя на себя бунтовщика и злобным против же и командующаго здешним краем генерала, по чему я не [89] данному мне от его высокопр-ва полномочию подробно о вашей великой, ошибки изъясняю.

Ежели вы и имея претензию о живущих ваших у нас братьев [Н]урали хана и Акчювак солтана,, то бы вам следовало не [с] злодейской стороны зачинать, а с чесной, с каковыми прежде до сего были. От вас всемилостивейшая государыня ожидала верноподданническаго вашего еще сугубаго к ея престолу со всею вашею Ордою покорения, и вам бы ожидать должно от ея величества болея высокомонаршей милости, а вы не только ея величество великую государыню императрицу и целой здешней край своим, ныне поступком озлобили, чего никак от вас ожидаемо не было, вы обидили под видом разбойническаго ремесла купцов отнятием товаров, которыя никак не притчиною о живущих у нас ваших братьев; оне только делают общее во всех государствах своею коммерцыею удовлетворение, також и в ваших нужных надобностях мену производят; почему никакие государи, имеющие между собою войну, с таковых людей свои претензии не отомщевают, от коих имея общую прибыль, и таковой поступок предпринять, каковой вы и зделали, за стыд считают.

Ежели бы ваше высокостепенство пошли [со] стороны чеснаго звания, каковое мнение об вас до сего всемилостивейшая наша государыня имела, не теряя онаго прибегнули б с нижайшим прошением к ея великому престолу и о увольнении ваших братьев имели отзыв о исходатайствовании высокомонаршаго милосердия к его высокопр-ву г. генералу, то я вас истинно уверяю, не только увольнение ваших братьев получили б, но и великия подарки и высочайшую милость имели, и г. командующий генерал считал бы вас себе более прочих приятелем.

Ежели же вы надеятесь ныне чрез посланныя от вас воровския партии что-нибудь ко отмщению выигращ получить, то сия удача вам последовать не может, да ежели бы и могла, то сие вам причтетца не в славу, а в бесчестие: Ни один, будучи поданным, бунтовщик против своего государя не останетца без должнаго наказания. Вашему высокостепенству довольно известно о высокославном розсийском оружии, и по сему вы навлечете на себя такой монаршей гнев, что не только ваша воровская партия потерпит погибель, но и протчия роды ваших киргискайсаков; а потом себе должны ожидать от своих киргисцов вредныя ненависти, и старатца будут сами вас и ваш род истреблением погубить; и ни в каком государстве вы себя и ваши сообщники от гнева нашей великой государыни скрыться не могут.

По чему, войдя в сожаление ваших не весьма похвальных поступок, а больше всего на конец междуусобной у вас битвы, которая неотменно должна быть, совет мой предподать вам за нужное почел, так как мы все едино человеческаго создания, оставить вам заводить между собою неспокойство, а упасть к ногам великой нашей государыне, выговаря, что виноват пред вами и престолом вашим; то за сим даю вам также верное слово, что великая наша государыня столько милосердна к поданным своим, что все ваши против ея величества погрешности простит и в прежней милости будите, ибо впадших в погрешение и высочайшей бог, создатель вся вселенной, пришедших с верным покаянием прощает; и в том вы никакого сумнения иметь не можите, каким же сие образом и зделать.

Я также предподаю вашему высокостепенству свои мысли; получа сие письмо, отвечать к его высокопр-ву г. генералу и главнокомандующему здешним краем и просить его, дабы он был в ваших погрешностях защитником и представителем и упросил бы от ея величества всемилостивейшей великой государыни к вам, вашему роду и ко всей Орде помиловение и прощение со объяснением таковым, что вы с таковою покорностию и со испрошением помилования в вашем погрешении сами вы хотите ехать в Петербург или посылаете сына своего, а иначе быть не может. И посему г. генерал непременно возметца за вас предстателем, и вы не только в разграбленных у [90] купцов татарах прощены будите, но и братья ваши уволены будут со установлением вам и всей Орде Киргискасацкой вернаго и впредь невероломного подданическаго пребывания, которое наводит желанием своим г. генерал единственно для вашего спокойственнаго и тихаго с российским народом жития, а притом и умилостивить ея и. в. сыскивает всякое средство за все преждебывшие от Меньшой Орды причинимыя розсийскому народу злодеяний, дабы чрез ево, г. генерала, попечению было в сем краю мирное спокойствие.

В заключении сего, желая неотменно спокойствие произвесть, в существо вашего высокостепенства благоразумие востановить, каковое прежде сего повсюду славилось вашими добрыми делами и к российским людям, с моим к вам почитанием и приятельским советом навсегда пребывать честь имею вашего высокостепенства, м. г. моего, покорный слуга.

Августа 4 дня 1787 г.

УЦГАЛ. Гос. совет, Непременный совет, 131 а, 1789 г., «По рапорту ген.-порутчика бар. Игельстрома, вследствие доноса полк. Гранкина, об управлении Малою Киргис-Кайсацкою Ордою, а также и войсками, находящимися в Оренбургском крае», на 148 листах, лл. 52-53 об. Копия. Автор установлен на основании его «объяснения» от 13 декабря 1788 г. (док. № 32 настоящего сборника).


Комментарии

36. Бар. О. А. Игельстром отрицал в своем объяснении на имя Екатерины II предоставление полк. Гранкину права сноситься с султаном Ер-Али и тем более давать какие-либо обязательства от имени правительства (см. док. № 33 настоящего сборника).