№ 45

1775 г. мая 24. Грамота имп. Екатерины II султанам, старшинам и всему казахскому народу об утверждении султана Аблая ханом Среднего жуза.

Грамата Средней киргиз-кайсацкой орды и солтанам и протчим старшинам.

Божиею милостию мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица всероссийская и пр., и пр. и пр.

Нашего и.в. подданным Средней киргиз-кайсацкой орды солтанам, беям, старшине и всему народу наша императорская милость.

К нашему высочайшему императорскому престолу представлено было всеподданнейшее прошение начальствующаго в Средней киргиз-кайсацкой орде Аблай-солтана, поданное чрез нарочно присланного сына его Тугум-солтана с старшинами, которым он, Аблай-солтан, донесши по долгу своего подданства о воспоследовавшем избрании и наречении его, Аблай-солтана, ханом, по древнему киргиз-кайсацкому обыкновению, просил на то монаршего нашего подтверждения.

А как о должной к нам великой государыне верности его, Аблай-солтана, и о всегдашнем рачении к содержанию в порядке и спокойстве подвластных киргиз-кайсак неоднократныя засвидетельствовании были от оренбургских и сибирских губернаторов, равно как и от воинских на сибирских линиях начальников, о чем и нам, великой государыне, нашему и.в., по всеподданнейшим докладам нашего министерства довольно известно, и такое его доброе поведение ко всемилостивейшему нашему императорскому благоволению касается, то мы, великая государыня, снисходя на прошение его, Аблай-солтана, в воздаяние должной его верности и в засвидетельствование императорскаго нашего к нему удовольствия за благо и за справедливо почли удостоить его императорской нашей конфирмации в приобретенном им вновь ханском [91] достоинстве. И вследствие того, по установленному обыкновению, повелели дать ему и приличныя на ханство знаки, как то: жалованную граммату за императорскою нашею печатью, саблю с надписью, шубу соболью и шапку черной лисицы.

А между тем сим дается знать о таком нашем монаршем высочайшем соизволении всем солтанам, беям, старшинам и народу Средней киргиз-кайсацкой орды о присовокуплении точным нашим повелением ему, Аблаю, как признанному и подтвержденному от нашего императорскаго престола ханом в помянутой Средней орде отдавать надлежащее почтение и послушание во всем том, что будет следовать и касаться в пользе и лучшему киргиз-кайсацкого народа благоустройству и к нашей императорской службе.

Впротчем, мы, великая государыня, наше и.в., ко всем солтанам, беям, старшинам и ко всем вообще, к Средней орде принадлежащим племенам и народу и впредь, по мере добраго их и спокойнаго обращения, нашею императорскою милостию благосклонны пребудем.

Дана в С.-Петербурге, нашей столице, 24 майя 1778 г.

АВПР, ф. 122, 1791 г., д. 1, лл. 93-94 об. Копия.