№ 285

1857 г. ноябрь. Сообщение командира Отдельного оренбургского корпуса командующему Сырдарьинской линией о появлении хивинского отряда в районе Сыр-Дарьи.

По случаю появления в январе месяце сего года близ оставленного хивинцами укрепления Ходжаниаз отряда из 250 хивинцев, предместником моим от 3 марта за № 126 было предписано генерал-майору Фитингофу объявить начальнику этого отряда, что если хивинское правительство желает вступить в какие-либо объяснения с русским, то обратилось бы за ними в Оренбург к генерал-губернатору, и что покуда этого не будет сделано, командующий Сырдарьинской линией обязан противодействовать присутствию какой бы то ни было посторонней вооруженной силы между нашими киргизами; если же хивинцы вздумают упорствовать в намерении своем остаться около Ходжанияза, то предписано генерал-майору Фитингофу действовать принудительно, постоянно, впрочем, имея в виду, что к оружию следует прибегать только в крайности, и когда сами хивинцы подадут к тому повод.

Ныне же надворный советник Осмоловский от 19 сентября и 11 октября за № № 347 и 374 и исправляющий должность коменданта [434] Уральского укрепления — от 8 октября № 4361 доносят, что будто бы хивинский хан 131 намерен послать 2-тысячный отряд для занятия вновь Ходжанияза, а также, что хан обещал посланным к нему от Джангоджи Нурмухаммедова биям выслать с наступлением зимы туркмен и каракалпаков для ограбления киргиз, кочующих в районе форта № 1. По случаю настоящего пребывания в С.-Петербурге хивинского посланника, желательно бы всеми мерами поддержать наше доброе согласие с хивинским правительством, но с другой стороны, полагая, что в случае покушения хивинцев на собственность и спокойствие подведомственных нам киргиз, было бы несовместно с достоинством русского оружия дозволить им такое самоуправство в наших владениях, я вновь прошу, Ваше пр-во, если близ Ходжанияза или где-либо на р. Сыр-Дарье, в районе кочевания наших киргиз появятся хивинские скопища, то немедленно выслать против них отряд из форта Перовский или форта № 1, сообразный с их численностью. Начальник нашего отряда должен просить хивинского начальника удалиться от Сыр-Дарьи, объяснив ему предварительно всю несообразность враждебных против нас действий в то время, когда посланник хивинского хана находится в нашей столице и когда сам он изъявил желание принять нашего посла в свои владения. Если же за всеми увещаниями хивинцы не отступят от Сыр-Дарьи, то останется употребить для прогнания их силу оружия. К этому средству, однако же, необходимо обратиться осторожно, дабы без особенно важной причины не повредить нашим миролюбивым сношениям с хивинским ханом, т.е. прибегнуть к оружию только в крайности и тогда, когда сами хивинцы на это нас вызовут.

В последнем случае согласно разрешению генерал-адъютанта графа Перовского могут быть употреблены для действия против хивинцев и самые киргизы, нам подведомственные.

О последующем прошу Ваше пр-во мне донести.

Генерал-адъютант [Подпись неразборчива].

И.д. начальника штаба генерал-майор [Подпись неразборчива].

ЦГА КазССР, ф. 382, on. 1, д. 5, лл. 66-67 и об.


Комментарии

131. Примечание автора документа: «Трудно этому поверить по случаю пребывания посланца хивинского в Петербурге».