№ 235

1849 г. мая 10 113. Жалоба аксакалов и биев султану-правителю Средней части оренбургских казахов войсковому старшине А. Джантюрину о лишении их хлебопахотных и сенокосных угодий.

С самого заведения по р. Уралу по высочайшей воле линии дедам и предкам нашим дозволено было за зауральной стороне от берегов сказанной реки и самого Урала каждый год располагаться кочевьем и, занимаясь промышленностью, вести жизнь свою. Эти наши предки против крепостей и отрядов, зимуя на местах им отведенных, занимались промышленностью, разводя скот свой, таким образом вели жизнь свою. Однородцы наши и мы на означенных местах, которые достались [368] нам по наследству от предков наших, занимаясь хлебопашеством, сенокошением и заботясь о воспитании детей своих, также вели жизнь совершенно спокойную и все, что ни возлагалось на нас начальством, по возможности исполняли без малейшего ослушания; положенные же за кочевание деньги платили без всякого сопротивления.

Неизвестно, почему с 1847 и 1848 годов с заведения на зауральной стороне номеров 114 между старой и новой линиями в особенности от Орской крепости до дистанции г. Верхне-Уральска лишили нас всех лучших сенокосных и хлебопахотных мест, кроме того, жители номеров во время зимы не дозволяют нам пасти скот наш на тебеневках, говоря, что земля эта принадлежит им, мало того, что воспрещается пасти скот наш сказанными жителями, но даже оные угрожают вытеснить самих нас, с мест нам принадлежащих.

С пролитием слез наших покорнейше просим, Ваше степенство, обратить Ваше милостивое внимание на таковое наше стесненное положение, сделать отеческую милость, довести до сведения начальства и принять ходатайство об отдаче нам на свободное пользование сказанных летних и зимних кочевок, на которых бы мы могли производить сенокошение, заниматься хлебопашеством и в зимнее время пасти скот наш на тебеневках. Если же Вашим степенством таковая наша просьба не будет доведена до сведения начальства и мы будем вытеснены с мест, которыми издавна владеем и на которых рождены, на места не удобные, то невольно должны будем лишиться всего состояния, и не должны будем предвидеть возможности приобретать скот и вести жизнь свою по-прежнему. Чрез таковые стеснения и лишения мы опасаемся, как бы не произошло послабление в исполнении возлагаемых на нас начальством поручений и чрез то не подпасть под ответственность.

Далее следуют подписи 85 аксакалов и биев.

Перевел толмач Рихтер.

ЦГА КазССР, ф. 4, on. 1, д. 3535, лл. 89-91. Перевод.


Комментарии

113. Датиров. по препроводительной бумаге.

114. Так в подлиннике. Здесь имеются в виду номера полковых округов.