№ 138

1830 г. января 1. Из письма председателя Оренбургской пограничной комиссии оренбургскому военному губернатору о торговых интересах Российской империи в Восточном Туркестане.

...Комиссия имеет повеление привыкать как можно более киргиз к употреблению калмыцкого или кирпичного чаю; [к] обыкновенным подаркам, которые раздает комиссия, присовокупляется обыкновенно кирпичный чай, который киргизы охотно берут, потому что знают его и любят. В то время, когда произведена была здесь торговля [с] богатыми купцами, и когда можно было всегда иметь сей чай, киргизы его более пили, теперь же пьют его только богатые; наши знатные же друзья на линии пьют обыкновенный чай. Бедные торговцы здесь на [238] линии имеют только те товары, которые необходимо нужны киргизам и которые, следственно, также в обороте, как чистые деньги, ибо они не могут рисковать несколько сотен рублей на товары, которых продажа подлежит даже малейшему сомнению. Я уговорил богатого татарина выписать сего чаю на 2000 руб. с условием, что я его у него куплю для комиссии с 10% выгоды, если он его не сбудет в течение одного года.

Последствие мы будем ожидать.

В последнем моем письме говорил я о претензиях уральских казаков на земли, принадлежащие киргизам, и сколько по сему случаю киргизы терпят. Поелику возможно, что они будут в нынешнюю зиму Петербурге, и нежелая оставить без исследования сие важное дело дабы привести и в известность и обратить ее в пользу не только киргиз, но и всему здешнему краю и государству; поелику я совершенно уверен, что Вы употребите все Ваши старания, дабы отдать справедливость киргизам и Вас, вероятно, об этом деле будут спрашивать, то и постараюсь Вам все ясно представить.

Вы мне позволите объяснить Вам все на русском языке, потому что мне удобнее, и я думаю, что буду более в состоянии изъясняться на нем яснее.

АВПР, ф. Гл. архив, 1-9, д. 3, лл. 231-237. Перевод с немецкого.