№ 181.

Рапорт полковника де Гарриги Веймарну 1, апрель 1760 года

«Февраля 20-го Вашего превосходительства ордером повелено: ежели есть у состоящих на здешних Кузнецкой и Колыванской линиях унтер-офицеров, капралов и прочих чинов молодых, читать и писать гораздо умеющих и часть арифметики знающих из офицерских детей, и кто к такой науке охотники окажутся, выбрав, сколько таковых найдется, прислать в Омскую крепость при рапорте немедленно, которые, де, там инженерными офицерами и обучаемы быть имеют. Об этом было предложено во все роты, но, читать и писать гораздо умеющих и часть арифметики знающих и желающих к той науке, никого не оказалось».

4 апреля 1760 года Веймарн предписывал Тарской воеводской канцелярии всех живущих в Тарском ведомстве отставных драгунов, солдат и казаков с их семействами выслать в Омск «к поселению при линиях, для охранения при нужных случаях».

В июне Пелымская воеводская канцелярия представила Веймарну список отставных солдат, казаков и драгунов. Оказалось в Пелымском [185] ведомстве 11 человек семейных. Такие же списки Веймарн требовал и от других канцелярий. Тюменская канцелярия сообщила, что в Тюменском уезде и городе Тюмени отставных с 1752 года считается 21 человек, из них 13 женатых, из которых у 8 человек есть дети мужского пола. В уезде города Верхотурья отставных было 12, из них 9 женатых, из которых у 6 были дети мужского пола. В Ишимском дистрикте отставных было 23, из них 16 женатых, из которых у 11 дети мужского пола. В Березовском уезде отставных 12, из них 10 женатых, из которых у 4 дети мужского пола. В Туринском уезде отставных 4, все женаты, но дети мужского пола только у 1. В Ялотуровском дистрикте отставных 59 челоек, из них 47 женатых, из которых у 17 дети мужского пола. Все они имеют лет по 40-70. В службе были по 25 и 50 лет. Живут все на пропитании у родственников своих, все дряхлы: у большей части зубов нет, ломота в костях, слепота, руками или ногами не владеют, раны, чахотка.

В 1760 году прибывших из разных мест на дистанцию Усть-Каменогорской крепости яицких казаков было 161 человек, у них было 319 лошадей.

Военно-походная канцелярия Веймарна сообщает Сибирской губернской канцелярии, что «на тамошних линиях воинских судов и следствий весьма умножилось, так что для производства оных, по малоимению в наличности обер-офицеров, и определять некого.

В 1760 году с Кузнецкой и Колыванской линий было назначено в некоторое секретное дело казаков 511 человек, из них 213 женатых, из которых у 147 или вовсе не было или не было детей мужского пола.

Луцкого полка поручик Ребровский был командирован для поимки беглых казаков Ямышевской крепости, Федора с товарищими, и заводских беглых. Пойманы казаки Волков и Нагибин и заводский мастер Лобин. При них взято лошадей 10, винтовок 3, рогатины 2, топоров 4, шуб 5, яга 1, кафтан 1, тапок 5, рубах 6, порт 6, седел 3, хомутов 2, сум 3, сковород 2, узд 6, долот 1, трубки 1, опоясок 3.

11 августа 1758 года через Ачаирский форпост следовала Яицкая тысячная команда, причем у живущих в форпосте казаков вытасканы с поля весь горох и репа без остатка, а у казака Грызова двух его боровов копьями закололи и увезли их в тороках. Бывшие при том разночинец Дорохов и казак Грызов объявили, «чего ради они такое разорение чинят». Но они, не глядя на их запрещение, а, желая по своему намерению ту репу и горох в мешки покласть, стращали из торок по Грызову [186] стрелять; однако он, не убоясь того, за ними поехал в их казачий лагерь и об удовольствии просил их яицкого атамана. Атаман потребовал, чтоб он показал виноватых, и Грызов опознал 4 человек, а прочих, за многолюдством, опознать не мог. Кроме того, у другого казака они же украли на пашне 2 хомута, возжи, топор. Атаман послал в форпост есаулов освидетельствовать борова и поле, с которого вытасканы горох и репа; борова они смотрели, а на поле не поехали.


Комментарии

1. Иван Иванович Веймарн (1718-1792), генерал-поручик (генерал-майор), командующий войсками Сибирской военной линии в 1760-1763 гг.