№ 164.

[Из ордера Фрауендорфа, октябрь 1758 года]

Выбегающих калмык в форпосты и крепости не впускать до спросу, что они за люди, и если не пожелают креститься, то не принимать впредь до ордера и отсылать от крепостей прочь, а ежели пожелают креститься, то принимать, какой бы нации кто ни был.

***

29 сентября из Ямышева в Омск отправлено 69 крещеных калмыков.

***

22 октября на Кузнецкую линию вышел уранхаец, который показал о себе, что он ведомства Омбы, был пленен мунгальцами на реке Гараголе, бежал и на той же речке подвергся нападению мунгальцев, но спасся бегством с 8 кибитками, при десятнике Манхулае, и скрывались по реке Харахоле, в степных местах. Нынешней весной стояли при реке Чемке, а теперь стоит на реке Челюле и хотел перекочевать на реку Балмле, но зимовать тут едва ли будет, потому что тут бывают снеги великие, а уйдет в Кан или на реку Елангу. Манхулай ездил на реку Черыш под российские жилища и угнал 20 лошадей.

***

19 октября выбегшая в Усть-Каменогорск калмычка Шюля показала, что она бурутка, жила в уранхайских улусах, при урочище Уйман, в 120 кибитках. Назад тому 3 года по разорении Зенгории и уходе зайсана Намжула в Россию, осталось 8 кибиток со старшиною Телтеем. Нынешней весной при речке Бирюль напало на них до 5000 кибиток киргиз-кайсаков, всех мужчин побили, а женщин взяли в плен.